Метод наблюдений

Нет нигде такой обворожительной природы, как природа России. Нежная, мягкая… Ни кисть художника, ни слова поэта, ни даже музыка не могут передать этого очарования.

К.Э. Циолковский

Этот метод в социальных исследованиях с каждым годом обретает все большую популярность. А начиналось все в нашей стране на грани 40 – 50-х годов прошлого века, когда в Москве заметно возрос индекс автомобилизации и в целях безопасности пешеходов городскими властями было решено устроить пересечения улиц и тротуаров в разных уровнях. Встал вопрос: что строить – подземные или надземные переходы? На одной из улиц построили рядом оба типа сооружений, посадили в незаметных будках (с разных сторон проезжей части улицы) хронографов, которые должны были считать всех, кто опускался под землю или поднимался по надземному переходу. Наблюдение проводилось не один день и в разную погоду. В итоге оказалось, что подземные переходы намного популярнее. На следующем этапе исследований был применен другой метод – опроса, который позволил выявить причины предпочтений пешеходами подземного перехода. В большинстве случаев респонденты назвали следующие достоинства «подземок»:

– меньшее число ступенек;

– комфорт в дождливую и ветреную погоду;

– опускаться легче, чем подниматься (люди живут одним мгновением, не думая о будущем, т.е. о том, что подниматься из подземного перехода придется в любом случае).

Особенности объективного наблюдения как научного метода можно выразить следующим образом:

• наблюдение определяется какой-либо идеей и направлено к ясно сформулированной цели;

• планомерность и систематичность;

• объективность, предусматривающая адекватное восприятие тех или иных явлений и по возможности точную запись хода наблюдений;

• можно использовать киносъемку, видеосъемку, которые не только позволяют воспроизвести факты наблюдения, но и в значительной мере устраняют несовершенство наших органов чувств;

• наблюдение имеет дело с естественным ходом событий; научный работник не может вносить в такой процесс никаких изменений.

В ландшафтной архитектуре методом наблюдений можно выявить оптимальные типы малых архитектурных форм (беседок, скамеек и др.), оптимальный тип озеленения беседок для разных социальных групп отдыхающих (подростков, юношества, пенсионеров), оптимальные типы фонтанов по числу наиболее долго задерживающихся у них посетителей (водометы, водосливы, капельные фонтаны и др.).

Для большей объективности исследования наблюдатель не должен выдавать своих целей, а вести наблюдение незаметно, т.е. в какой-то мере он должен вести исследование как бы втайне.

Сюда же относится и каузальное (causa по-латински – «причина») наблюдение. Оно заключается в наблюдении отдельных случаев, которые представляют повышенный интерес, отклоняются от нормы. Например, мы зададимся выявить причину особой популярности пейнтбола среди девочек-подростков, решая планировку спортивной функциональной зоны городского парка.

Инструментарий наблюдения как научного метода: схемы наблюдения, сроки, длительность, методы сбора данных, система категорий, шкалы, протоколы. Схема протокола должна быть апробирована до начала исследования, что позволит уточнить ее. Одна из возможных форм (табл. 1).

Таблица 1

Протокол наблюдения

Цель наблюдения Посетители Время отдыха в беседке, в мин.
в одиночестве или в паре совместно с др. отдыхающими
       
Популярность беседки Одинокий пожилой мужчина    
Продолжение таблицы 1
       
Популярность беседки Одинокая пожилая женщина    
––//––– Одинокий мужчина средних лет    
––//––– Одинокая женщина средних лет    
––//––– Юноша    
––//––– Девушка    
––//––– Пара влюбленных    
––//––– Пара друзей    
––//––– Две подружки    
––//––– Группа молодежи    

Оценочные шкалы облегчают и уточняют наблюдение. Они выполняют роль вспомогательных средств для более точного аналитического наблюдения, позволяют научно обработать наблюдаемые факты и сделать соответствующие выводы.

Например, при исследовании эстетических качеств малых архитектурных форм (в частности, беседки или ротонды) можно применить следующую оценочную шкалу (табл. 2).

Таблица 2

Оценочная шкала для выявления эстетических качеств

беседки или ротонды

Группа Тип поведения посетителей Действия посетителей в компании Речь и позы
I Антисоциальный Поведение откровенно агрессивное, пьют алкогольные напитки, отношения напряженные, вплоть до драки, до поломки скамеек и др. элементов. Речь очень громкая, лексика ненормативная, позы вульгарные
II Асоциальный Мало общаются, в основном молчат, не реагируют на реплики, уходят в себя. Речь громкая, позы развязные, все свидетельствует о самовлюбленности
III Пассивно-социальный Поведение спокойное, поддерживается диалог или полилог, но все – ради приличия. Речь тихая, безучастная, движения и позы вялые, безучастные.
IV Активно-социальный Проявляют повышенный интерес друг к другу, заботливость, нежность, ласку, внимание. Тональность речи романтически приподнятая, интригующая.

Шкалирование позволяет определить низшую и высшую ступени исследуемого объекта. Например, при оценке удачности выбора места для беседки можно установить их границы:

[очень удачное место ↔ очень неудачное место]

Между этими границами устанавливается ряд ступеней, а в результате складывается следующая шкала оптимальности выбора места под беседку:

1 – очень удачное,

2 – удачное,

3 – среднее,

4 – недостаточно удачное,

5 – совсем неудачное.

Точность шкалы, разумеется, ограничена. Единица измерения (балл, ступень) на шкале является эмпирической мерой и устанавливается самим исследователем. Но шкала – экономичное средство, дающее исследователю возможность в сравнительно короткий срок получить необходимые данные.

Иногда целесообразно давать словесную характеристику отдельных ступеней шкалы, в некоторых случаях привести примеры поведения учащихся, ее характеризующие. Вербальное выражение отдельных ступеней шкалы может быть различным и зависит от исследователя.

Наблюдение как метод исследования требует особой подготовки наблюдателей. При наблюдении за сложными процессами могут работать 2 и более наблюдателей, и у каждого должны быть точно определенные цели и задачи. Желательно, чтобы каждый из участников исследования (наблюдатель) прошел тренировочное наблюдение и приобрел некоторые навыки.

Нужно помнить, что присутствие наблюдателя влияет на поведение наблюдаемых, что может изменить естественный процесс исследуемого явления. Участие нескольких наблюдателей увеличивает эту опасность. Однако не следует преувеличивать это. Люди (и дети, и взрослые) быстро привыкают к наблюдателям и перестают их замечать.

Наблюдение как метод исследования может быть и основным, и вспомогательным. Долгосрочное наблюдение дает множество фактов, которые помогут создать статистическую картину исследуемого явления и отразят его динамику. Например, предпочитаемые детьми спортивные снаряды на детской площадке в зависимости от возрастной группы и подростков.

Достоинство метода наблюдения – он отражает действительную реальность.

Ограниченность метода наблюдения – он не обеспечивает возможность предвидеть, когда в исследуемом явлении проявится нечто важное, существенное с точки зрения исследуемой проблемы. Некоторые явления и ситуации просто недоступны наблюдению. Полученный материал не всегда поддается статистической отработке. Наблюдение требует больших затрат времени, особенно на камеральную обработку полученных данных, причем эта обработка должна быть сделана немедленно. Обычно при наблюдении общим объемом времени 100 часов на камеральную обработку и составление отчета требуется около 300 часов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: