ние, будь то закон, традиция или социальный институт,
должно поверяться интересами личности. Идеальное чело-
веческое поведение может создаваться, судя по всему, на пре-
дельном учете особости каждого индивида, его разума, воли
и чувств, всей человеческой субъективности. Пренебрежение
к слезе ребенка или даже к голосу, который «тоньше писка»,
оборачивается драмой или даже трагедией для других. Обще-
ство — это равнодействующая индивидуальных устрем-
лений. Навязывание воли, парализующей «всех прочих», иде-
ологии, безразличной к личности и фанатически отвергающей
«чуждые» ценности, неизменно сопряжено в панораме для-
щейся истории с возмездием.
«Личность» — ключевое, значимое слово. Когда в древности
хотели сказать о ком-то, что он социально и духовно развитый
человек, использовали латинское слово «persona» («маска ак-
тера»). Это слово подчеркивало социальность человека, его
возвышение над природным миром. Поздняя античность на-
зывала человека персоной, чтобы подчеркнуть, что он не яв-
ляется лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо
человеческие качества.
Европейская культура основана на персоналистской традиции,
т.е. на уважении к уникальности и незаместимости человека.
Эта традиция родилась в христианстве и затем стала остовом
европейской культуры.
Слово со значением «личность» появилось в Западной Европе не
ранее XVII в. В России термин был придуман Николаем Михай-
ловичем Карамзиным (1766-1826). Характерно, что в китай-
ском языке нет иероглифа, который выражал бы данный смысл.
Карамзин считал человека общественным существом, способ-
ным к общению, интеллектуальному и нравственному совер-
шенствованию. Личность — это хозяин собственной судьбы,