Мы осознаем сегодня, что всякое общественное установле-

ние, будь то закон, традиция или социальный институт,

должно поверяться интересами личности. Идеальное чело-

веческое поведение может создаваться, судя по всему, на пре-

дельном учете особости каждого индивида, его разума, воли

и чувств, всей человеческой субъективности. Пренебрежение

к слезе ребенка или даже к голосу, который «тоньше писка»,

оборачивается драмой или даже трагедией для других. Обще-

ство — это равнодействующая индивидуальных устрем-

лений. Навязывание воли, парализующей «всех прочих», иде-

ологии, безразличной к личности и фанатически отвергающей

«чуждые» ценности, неизменно сопряжено в панораме для-

щейся истории с возмездием.

«Личность» — ключевое, значимое слово. Когда в древности

хотели сказать о ком-то, что он социально и духовно развитый

человек, использовали латинское слово «persona» («маска ак-

тера»). Это слово подчеркивало социальность человека, его

возвышение над природным миром. Поздняя античность на-

зывала человека персоной, чтобы подчеркнуть, что он не яв-

ляется лишь природным организмом, а обнаруживает сугубо

человеческие качества.

Европейская культура основана на персоналистской традиции,

т.е. на уважении к уникальности и незаместимости человека.

Эта традиция родилась в христианстве и затем стала остовом

европейской культуры.

Слово со значением «личность» появилось в Западной Европе не

ранее XVII в. В России термин был придуман Николаем Михай-

ловичем Карамзиным (1766-1826). Характерно, что в китай-

ском языке нет иероглифа, который выражал бы данный смысл.

Карамзин считал человека общественным существом, способ-

ным к общению, интеллектуальному и нравственному совер-

шенствованию. Личность — это хозяин собственной судьбы,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: