Известность, это стихия творчества

«Прежние системы хозяйства были построены на потреблении

того, что производилось, на некоем балансе вложения и отда-

чи. Подход к хозяйству был утилитарный: рабовладелец полу-

чал от рабов, а феодал от своих крестьян и вассалов все, что

нужно было для роскошной жизни. Капитализм стал произво-

дить для расширения самого производства. Баланс уступил

место авансу: капитализм — это искусство вложения средств,

гениальная растрата. Раньше практические люди были заняты

в основном отвлечением средств себе на пользу и в удовольст-

вие, а капитализм стал их влагать, разбрасывать, тратить, как

в бурной любовной среде» {Эпштейн М. Поэзия хозяйства //

«Независимая газета». 26 июня 1992 г.)

Не случайно, по мнению некоторых исследователей, ускоренное

развитие капитализма в Европе совпало с эпохой романтизма.

Романтизм, стало быть, — вовсе не протест против капитализ-

ма, против духа чистогана, как это традиционно осмыслива-

лось в марксизме. У капитализма и романтизма — общая мета-

физическая установка: устремленность в бесконечность. По

мнению М. Эпштейна, все античные, «наивные» формы хозяй-

ствования, с их установкой на конечный, потребляемый про-

дукт, были отброшены капитализмом, так же как романтизм

устранил все наивные формы классицизма в поэзии с их уста-

новкой на наглядный, воплощенный, созерцаемый идеал. Иде-

ал оказался отброшенным в будущее, в прошлое, в невозмож-

ное, в никуда. Поэзия стала томлением по недосягаемому

идеалу и насмешкой, иронией над всеми конечными формами

его воплощения.

Таким образом, протестантская этика не просто опоэтизирова-

Ла труд. Она придала ему новое, неведомое измерение,

Позволяющее переосмыслить человеческую природу, об-

рести новые грани безмерного бытия. Можно сказать, в эпо-

ху Реформации стал вырабатываться человек — носитель дру-

гого характера, нежели в предшествующие эпохи. Он видел

свое предназначение в свободе, в дерзновении.

160 Главах. Преображение ценностей в культуре

Здесь пролегает глубинное отличие собственно предпринима-

тельского труда от труда машинного, который идеализировался

позже в марксизме. Пролетарий или разнорабочий тоже отно-

сится к труду как к благу. Однако это занятие выглядит поэти-

чески окрашенным только в сочинениях идеологов коммуниз-

ма. На самом деле рутинный, механический труд не открывает

В человеке ни особого достоинства, ни величия, ни творче-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: