«Прежние системы хозяйства были построены на потреблении
того, что производилось, на некоем балансе вложения и отда-
чи. Подход к хозяйству был утилитарный: рабовладелец полу-
чал от рабов, а феодал от своих крестьян и вассалов все, что
нужно было для роскошной жизни. Капитализм стал произво-
дить для расширения самого производства. Баланс уступил
место авансу: капитализм — это искусство вложения средств,
гениальная растрата. Раньше практические люди были заняты
в основном отвлечением средств себе на пользу и в удовольст-
вие, а капитализм стал их влагать, разбрасывать, тратить, как
в бурной любовной среде» {Эпштейн М. Поэзия хозяйства //
«Независимая газета». 26 июня 1992 г.)
Не случайно, по мнению некоторых исследователей, ускоренное
развитие капитализма в Европе совпало с эпохой романтизма.
Романтизм, стало быть, — вовсе не протест против капитализ-
ма, против духа чистогана, как это традиционно осмыслива-
лось в марксизме. У капитализма и романтизма — общая мета-
физическая установка: устремленность в бесконечность. По
мнению М. Эпштейна, все античные, «наивные» формы хозяй-
ствования, с их установкой на конечный, потребляемый про-
дукт, были отброшены капитализмом, так же как романтизм
устранил все наивные формы классицизма в поэзии с их уста-
новкой на наглядный, воплощенный, созерцаемый идеал. Иде-
ал оказался отброшенным в будущее, в прошлое, в невозмож-
ное, в никуда. Поэзия стала томлением по недосягаемому
идеалу и насмешкой, иронией над всеми конечными формами
его воплощения.
Таким образом, протестантская этика не просто опоэтизирова-
Ла труд. Она придала ему новое, неведомое измерение,
Позволяющее переосмыслить человеческую природу, об-
рести новые грани безмерного бытия. Можно сказать, в эпо-
ху Реформации стал вырабатываться человек — носитель дру-
гого характера, нежели в предшествующие эпохи. Он видел
свое предназначение в свободе, в дерзновении.
160 Главах. Преображение ценностей в культуре
Здесь пролегает глубинное отличие собственно предпринима-
тельского труда от труда машинного, который идеализировался
позже в марксизме. Пролетарий или разнорабочий тоже отно-
сится к труду как к благу. Однако это занятие выглядит поэти-
чески окрашенным только в сочинениях идеологов коммуниз-
ма. На самом деле рутинный, механический труд не открывает
В человеке ни особого достоинства, ни величия, ни творче-