Однако в современных условиях личность как ценность культу-
ры ставит множество новых проблем. Персоналистская идея
доводится до абсурда, освобождается от нравственных крите-
риев, от размышлений о природе человека и его предназначе-
нии. В ряде современных публикаций говорится о личности
без малейшей попытки войти в сферы культурологического
Главах. Преображение ценностей в культуре 163
анализа. Возникает малопривлекательный образ человека, вы-
павшего из лона человечества. Маячит угроза диктатуры ин-
дивида, готового отстаивать собственное своеволие в толпе
внутри человеческого скопища.
Персоналистская культурология, обосновывающая суверенитет
личности, не может, я думаю, отвлечься от вопроса о том, како-
вы собственные пределы человека, в чем он черпает основы
нравственности, что питает его волевые импульсы. Если мы
решили вернуть нашему культурологическому мышлению
антропологическое измерение, то начинать надо, видимо, не
с культа индивида, не с безоговорочного признания его само-
|
|
управства, а с осмысления полярных ценностей, которые сло-
жились сегодня на Западе и на Востоке.
Возвращая человеку его достоинство, его право строить мир по
собственным меркам, нельзя, на наш, взгляд, не видеть опасно-
сти скороспелого вывода: «Индивид превыше всего!». Шкала
ценностных предпочтений применима к самому человеку. Он
вовсе не единственный, а полномочный представитель челове-
ческого рода.
Христианство, которое стало истоком европейской персоналист-
ской традиции, возглашает не эгоистическое, а всечеловечес-
кое. Оно, по выражению Л.П. Карсавина, — «единственная ре-
лигия личности» (Карсавин Л. Церковь, личность и государ-
ство // Путь (Париж), 1928, № 12, с. 32).
Христианство утверждает идею живого индивида, наделенного
телесностью, разумом, чувствами, страстями. Однако оно ис-
ключает безмерное ноклонение человеку. Персоналистски
ориентированная культурология менее всего озабочена тем,
чтобы установить диктат индивида. В том-то и дело, что персо-
налистская культурология, задумавшись над предназначением
человека, выдвигает перед ним определенные нравственные
императивы, соразмеряет поступки с общечеловеческими це-
лями. Свобода человека трагична. Она ставит его перед выбо-
ром, потому что основана на нравственном законе. Личность
отнюдь не стремится к диктаторскому самоутверждению и не
пытается навязать общественной организации своекорыстные
интересы.
Между тем социальные критики с тревогой пишут о том, что
в современном западном мире принцип персонализма уже де-
монстрирует свои издержки. Политики жалуются, что многие
|
|
не хотят служить в армии и защищать страну. Рождается мно-
164 Главах. Преображение ценностей в, культуре
жество индивидуальных стилей поведения, многие из кото-
рых направлены против общества и его институтов. Может ли
и дальше персоналистская традиция развертывать только по-
зитивный потенциал.
Другой тип поведения диктуется восточной культурой. В ней
индивид считается частью целого: группы, коллектива, общи-
ны, государства. Он старается найти свою нишу в обществе, не
выставлять преувеличенных требований.
Так, какой же вариант перспективнее для человечества? Извест-
ный французский культуролог Луи Дюмон в книге «Человек
иерархический» выступает против индивидуализма, столь
укорененного в европейской культуре. «Человек иерархи-
ческий» задуман как итог многолетних полевых исследований,
размышлений и дискуссий. В работе европейскому укладу про-
тивостоит индийская система каст. С точки зрения обычного
европейца, касты — это «институт, отрицающий права челове-
ка и представляющий собой.препятствие на пути экономичес-
кого прогресса множества людей». В лучшем случае каста для
людей Запада — это некое извращение, аномалия, социальная
система, столь же стабильная и мощная, сколь противная запад-
ной и непостижимая для нашего разума.
Л. Дюмон видит в системе каст равноправную «форму существо-
вания человечества». Эта система может открыть глаза на не-
которые наши собственные черты. Принцип иерархии, лежа-
щей, согласно Дюмону, в основе системы каст, не бесполезен
для понимания природы, пределов и условий реализации того
морального и политического равенства, к которому мы стре-
мимся. Современный человек, для которого собственно «чело-
век» начинается с Декларации прав человека, конечно, не за-
хочет отбросить свои ценностные представления и заменить
их другими.
Основное различие между западной и индийской системами
ценностей Дюмон видит в подходе к человеку и его месту в об-
ществе. Две системы ценностей противопоставлены друг дру-
гу: первая соответствует обществу традиционному, вторая —
современному. В первой системе, как, впрочем, и в «Республи-
ке» Платона, главный упор деляется на общество в целом, на
человека коллективного. Идеал определяется как- организа-
ция общества с точки зрения его целей (а не с точки зрения
индивидуального счастья). Речь идет прежде всего о порядке,
об иерархии. Каждый отдельный человек должен функциони-
ГлаваХ. Преображение ценностей в культуре 165
ровать в определенной точке глобальной системы, и справед-
ливость — это пропорциональное распределение социальных
функций относительно целого.
Для современных людей, напротив, человеческое существо —
это человек элементарный, неделимый. Каждый человек
воплощает в каком-то смысле все человечество. Он — мера
всех вещей. Сфера целей совпадает с законными целями каждо-
го человека. То, что называется обществом — это средство,
жизнь каждого человека — это цель. Дюмон отмечает: чтобы по-
нять индийское общество, мы должны прежде всего понять его
идеологию. Центральное понятие этой идеологии — иерархия.
Основное значение имеет иерархия «чистого-нечистого», на ос-
нове которой все общество организуется в группы. Система каст
и есть иерархически организованная совокупность групп, обла-
дающих той или иной степенью чистоты.
Культурологу, видимо, небезынтересно, изложение Дюмоном
истории отношения к кастам. Он разделяет ее на три перио-
да. Для первого (до конца XIX в.) характерно стремление
объяснить сам факт существования системы каст, института
столь удивительного и даже возмутительного для европейца.
|
|
Во второй период (конец XIX в. — 1945 г.) эта «объяснитель-
ная» тенденция сохраняется, но преобладает уже подход
описательный. Наконец, современный период, который бо-
лее полувека характеризуется интенсивными исследования-
ми социальных антропологов, методы описания уточняются,
социологические соображения преобладают и вытесняют ис-
следования историков.
В первый («объяснительный») период было предложено много
различных объяснений происхождения системы каст. Аббат
Дюбуа, сын века Просвещения, считал систему каст «шедевром
индийского законодательства». Он писал, что институт, подоб-
ный этому, был; вероятно, единственным средством, которое
дальновидная предусмотрительность смогла изобрести для под-
держания цивилизации у такого народа, как индийцы.
Джеймс Милль (не Джон Милль), оказавший большое влияние
на умы индийских интеллигентов XIX и XX веков, объяснил
происхождение каст уже совместным действием внутренних
законов развития общества (прежде всего — необходимостью
разделения труда) и воли законодателей, причем законода-
тель имеет здесь вторичную роль: разделение труда возникло
само по себе.
166 Главах. Преображение ценностей в культуре.,,,...-
Речь идет, замечает Дюмон, о дуализме, который еще встречает-
ся в сходных формах и от которого, вообще говоря, мы еще не
избавились: перед современным культурологом все еще стоит
задача привести в соответствие аспекты технические и эко-
номические, с одной стороны, и религиозные, с другой. Тот же
дуализм проявлялся в мышлении европейцев о кастах как про-
тивопоставление «религиозного» и «социального». Перед ка-
толическими миссионерами издавна стоял вопрос: считать ли
касты явлением «религиозным» (и бороться с ним) или «про-
сто социальным» (и приспосабливаться к нему)?
Было выдвинуто также, несколько «исторических» теорий, объ-
яснявших касты более или менее уникальным стечением об-
стоятельств и факторов. Среди исторических объяснений мож-
но различить три типа: теорию индоевропейскую, или драви-
|
|
дийскую, теорию расовую и теорию диффузионистскую.
Расовая теория каст (объясняющая их происхождение столк-
новением различных рас на территории Индии) вплоть до на-
стоящего времени была наиболее распространенной.
Дюмон считает, что система каст устояла перед двухсотлетним
напором Запада. Индия может преподать Западу ценный урок,
выявив, впрочем, тенденции, существующие подспудно в самой
западной традиции (см. теории Гоббса, Руссо и Гегеля).
Однако чем обусловлен такой интенсивный интерес к тео-
рии каст, который можно рассматривать как локальный
аспект культурологии? Численность людей на земле ката-
строфически растет. Годятся ли европейские формы совмест-
ного существования для будущего? Нет ли в азиатском опы-
те более эффективных форм коллективной жизни, которые
могут оказаться полезными для людей? — Бот смысл данного
исследования.
Европейская персоналистская традиция кажется сегодня за-
падному миру непогрешимой, незаменимой. Но ценности ме-
няются... Не придет ли время и для других ценностных ори-
ентации?