Все, что существовало до «осевого времени», пусть даже оно
было величественным, подобно вавилонской, египетской, ин-
дийской или китайской культурам, воспринималось как нечто
дремлющее, непробудившееся. Впрочем, так оно многими вос-
принимается и поныне.
Предшествующие древние культуры как бы скрыты под некой сво-
еобразной пеленой, будто человек того времени еще не достиг
подлинного самосознания. Данный факт не отменяют даже та-
кие поразительные по своей глубине, но не оказавшие серьезно-
го влияния, свидетельства, которые мы обнаруживаем в Египте
(«Разговор утомленного жизнью со своей душой»), в вавилон-
ских покаянных псалмах и в эпосе о Гильгамеше.
Глава XII. Культура и история 189
Монументальность в религии, в религиозном искусстве и соот-
ветствующих им огромных авторитарных государственных
образованиях древности была для людей «осевого времени»
предметом благоговения и восхищения, а подчас воспринима-
лась как образец (например, для Конфуция и Платона). Смысл
|
|
этих образцов в новом восприятии, однако, совершенно не из-
менялся.
Так, по мнению К. Ясперса, идея империи, которая к концу «осево-
го времени» вновь обрела силу и в- политическом отношении
завершила этот период, была заимствована у великих культур
древности. Однако если первоначально эта идея была творчес-
ким началом культур, то теперь она становится принципом кон-
сервации и стабилизации гибнущей культуры. Создается впе-
чатление, будто принцип, который некогда служил импульсом
развития (принцип фактически деспотичный), теперь утверж-
дается вновь, но уже в качестве осознанно деспотического,
и, замораживая, ведет к окостенению и застылости.
Вначале «осевое время» было ограничено в пространственном
отношении, но исторически оно постепенно становилось все-
охватывающим. Народы, не воспринявшие идей «осевого вре-
мени», остались на уровне природного существования, их
жизнь оказалась неисторичной, подобно жизни множества
людей на протяжении десятков и даже сотен тысяч лет. Люди
вне сфер, составлявших «осевое время», либо остались в сто-
роне, либо вошли в соприкосновение с каким-либо из центров
духовного излучения. В последнем случае они вошли в исто-
рию. Так, в орбиту «осевого времени» были втянуты на Запа-
де германские и славянские народы, на Востоке — японцы,
малайцы и сиамцы.
Для многих пребывавших на уровне природного существования
народов такое соприкосновение означало вымирание. Все
жившие после «осевого времени» люди либо оставались на
уровне первобытных народов, либо принимали участие в но-
вом, единственно основополагающем ходе событий. Когда на-
|
|
чалась доподлинная история человечества, первобытные на-
роды являли собой пережиток доистории, сфера которой все
время сокращается вплоть до полного ее исчезновения, что
и происходит теперь.
Согласно К. Ясперсу, «осевое время», принятое за отправную
-точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему
предшествующему и последующему развитию. Предшествую-
190 ?лаваХП. Культура и история
щие ему великие культуры древности теряют свою специфику.
Народы, которые были их носителями,, становятся для нас не-
различимыми по мере того, как они примыкают к движению
«осевого времени». «Осевое время» ассимилирует все осталь-
ное. Если отталкиваться от него, то мировая история обретает
структуру и единство, способные устоять во времени (по край-
ней мере, они устояли до настоящего времени).
Ясперс описывает столь значимые феномены мировой истории,
как возникновение языков, изобретение орудий, начало ис-
пользования огня; возникновение высоких культур в Египте,
Месопотамии, Индии и в Китае в 5-3 тыс. до н.э.; духовное осно-
воположение человечества, происшедшее в VHI-II вв. до н.э. од-
новременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине
и Греции; подготовленное в Европе с конца средневековья рож-
дение научно-технической эры, которая духовно конституиру-
ется в ХШ в., приобретает всеохватывающий характер с конца
XVIII в. и получает чрезвычайное развитие в XX веке.
Ясперс воссоздает своеобразную «ось мирового времени», этап,
на котором возник современный человек с его представлени-
ями о присущих ему возможностях и границах осознания себя
как Самости, с теми представлениями об ответственности, ко-
торые существуют и в наши дни. На этом этапе происходит
становление истории человечества, тогда как до осевого вре-
мени имели место лишь локальные истории. К. Ясперс выска-
зал предположение, что не исключено движение человечества
к новому «осевому времени», способному заложить основу
подлинной человеческой истории.
Был ли «золотой век»?
Люди, наверное, всегда были склонны идеализировать прошлое.
В представлениях многих народов возник даже образ «золото-
го века» — самой ранней поры человеческого существования,
когда все оставались вечно молодыми и счастливыми. Одно-
временно они пытались распознать и будущее. Мистики раз-
ных времен с помощью мистического опыта рассчитывали ра-
зомкнуть узы времени. Бросая вызов судьбе, смертные пыта-
лись предугадать собственный жребий.
На Древнем Востоке элементы исторической науки развивались
преимущественно в монументальной форме: в изображениях,
наскальных надписях и рельефах, списках владык, храмовых
ГлаваХЛ. Культура и история •, Х9"1"
хрониках, библейских описаниях... Греческие историки соби-
рали и обобщали исторические факты на основе простых за-
писей и сообщений. Начальной ступенью, стадией в описании
истории у греков был эпос Гомера, в поэмах которого в поэти-
ческих образах отражена целостная картина раннегреческой
эпохи. К этой же стадии относятся мифы и легенды, в которых
давались определенные толкования исторических событий.
С легкой руки Аристотеля под историей стали понимать опи-
сания событий. В дальнейшем это понятие приобрело более
широкое значение, включившее конкретные истории: говори-
ли, например, о естественной истории.
К истории мы относим все то время, о котором располагаем до-
кументальными данными. По замечанию К. Ясперса, когда нас
достигает слово, мы как бы начинаем ощущать почву под но-
гами. Все бессловесные орудия, найденные' при археологичес-
ких раскопках, остаются для нас немыми, безжизненными.
Доистория и история
|
|
История — всегда ясное для человека прошлое, сфера удвоения
этого прошлого, сознание своего происхождения. Доистория
(иногда ее называют предысторией) — это обоснованное фак-
тически, но не познанное прошлое.
История — великая созидательница. Но она подобна тонкой
оболочке над кратером вулкана. Быть может, нам грозит опас-
ность вновь превратиться в людей каменного века (да мы, соб-
ственно, никогда не перестаем ими быть). Тогда мы, распола-
гая уже не каменным топором, а самолетами, по существу, вер-
нулись бы к доисторическим временам, а тысячелетия истории
были бы забыты, и следы их стерты в памяти. Конец истории
мог бы вернуть человека к тому состоянию, в котором он суще-
ствовал много тысячелетий назад: без знания и сознания того,
что от поколения к поколению передавалось ему в жизненном
опыте.
Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 тысяч лет
назад. Доистория — это время, когда происходило станов-