Лем нового народ древней культуры или другие народы

Все, что существовало до «осевого времени», пусть даже оно

было величественным, подобно вавилонской, египетской, ин-

дийской или китайской культурам, воспринималось как нечто

дремлющее, непробудившееся. Впрочем, так оно многими вос-

принимается и поныне.

Предшествующие древние культуры как бы скрыты под некой сво-

еобразной пеленой, будто человек того времени еще не достиг

подлинного самосознания. Данный факт не отменяют даже та-

кие поразительные по своей глубине, но не оказавшие серьезно-

го влияния, свидетельства, которые мы обнаруживаем в Египте

(«Разговор утомленного жизнью со своей душой»), в вавилон-

ских покаянных псалмах и в эпосе о Гильгамеше.

Глава XII. Культура и история 189

Монументальность в религии, в религиозном искусстве и соот-

ветствующих им огромных авторитарных государственных

образованиях древности была для людей «осевого времени»

предметом благоговения и восхищения, а подчас воспринима-

лась как образец (например, для Конфуция и Платона). Смысл

этих образцов в новом восприятии, однако, совершенно не из-

менялся.

Так, по мнению К. Ясперса, идея империи, которая к концу «осево-

го времени» вновь обрела силу и в- политическом отношении

завершила этот период, была заимствована у великих культур

древности. Однако если первоначально эта идея была творчес-

ким началом культур, то теперь она становится принципом кон-

сервации и стабилизации гибнущей культуры. Создается впе-

чатление, будто принцип, который некогда служил импульсом

развития (принцип фактически деспотичный), теперь утверж-

дается вновь, но уже в качестве осознанно деспотического,

и, замораживая, ведет к окостенению и застылости.

Вначале «осевое время» было ограничено в пространственном

отношении, но исторически оно постепенно становилось все-

охватывающим. Народы, не воспринявшие идей «осевого вре-

мени», остались на уровне природного существования, их

жизнь оказалась неисторичной, подобно жизни множества

людей на протяжении десятков и даже сотен тысяч лет. Люди

вне сфер, составлявших «осевое время», либо остались в сто-

роне, либо вошли в соприкосновение с каким-либо из центров

духовного излучения. В последнем случае они вошли в исто-

рию. Так, в орбиту «осевого времени» были втянуты на Запа-

де германские и славянские народы, на Востоке — японцы,

малайцы и сиамцы.

Для многих пребывавших на уровне природного существования

народов такое соприкосновение означало вымирание. Все

жившие после «осевого времени» люди либо оставались на

уровне первобытных народов, либо принимали участие в но-

вом, единственно основополагающем ходе событий. Когда на-

чалась доподлинная история человечества, первобытные на-

роды являли собой пережиток доистории, сфера которой все

время сокращается вплоть до полного ее исчезновения, что

и происходит теперь.

Согласно К. Ясперсу, «осевое время», принятое за отправную

-точку, определяет вопросы и масштабы, прилагаемые ко всему

предшествующему и последующему развитию. Предшествую-

190 ?лаваХП. Культура и история

щие ему великие культуры древности теряют свою специфику.

Народы, которые были их носителями,, становятся для нас не-

различимыми по мере того, как они примыкают к движению

«осевого времени». «Осевое время» ассимилирует все осталь-

ное. Если отталкиваться от него, то мировая история обретает

структуру и единство, способные устоять во времени (по край-

ней мере, они устояли до настоящего времени).

Ясперс описывает столь значимые феномены мировой истории,

как возникновение языков, изобретение орудий, начало ис-

пользования огня; возникновение высоких культур в Египте,

Месопотамии, Индии и в Китае в 5-3 тыс. до н.э.; духовное осно-

воположение человечества, происшедшее в VHI-II вв. до н.э. од-

новременно и независимо в Китае, Индии, Персии, Палестине

и Греции; подготовленное в Европе с конца средневековья рож-

дение научно-технической эры, которая духовно конституиру-

ется в ХШ в., приобретает всеохватывающий характер с конца

XVIII в. и получает чрезвычайное развитие в XX веке.

Ясперс воссоздает своеобразную «ось мирового времени», этап,

на котором возник современный человек с его представлени-

ями о присущих ему возможностях и границах осознания себя

как Самости, с теми представлениями об ответственности, ко-

торые существуют и в наши дни. На этом этапе происходит

становление истории человечества, тогда как до осевого вре-

мени имели место лишь локальные истории. К. Ясперс выска-

зал предположение, что не исключено движение человечества

к новому «осевому времени», способному заложить основу

подлинной человеческой истории.

Был ли «золотой век»?

Люди, наверное, всегда были склонны идеализировать прошлое.

В представлениях многих народов возник даже образ «золото-

го века» — самой ранней поры человеческого существования,

когда все оставались вечно молодыми и счастливыми. Одно-

временно они пытались распознать и будущее. Мистики раз-

ных времен с помощью мистического опыта рассчитывали ра-

зомкнуть узы времени. Бросая вызов судьбе, смертные пыта-

лись предугадать собственный жребий.

На Древнем Востоке элементы исторической науки развивались

преимущественно в монументальной форме: в изображениях,

наскальных надписях и рельефах, списках владык, храмовых

ГлаваХЛ. Культура и история •, Х9"1"

хрониках, библейских описаниях... Греческие историки соби-

рали и обобщали исторические факты на основе простых за-

писей и сообщений. Начальной ступенью, стадией в описании

истории у греков был эпос Гомера, в поэмах которого в поэти-

ческих образах отражена целостная картина раннегреческой

эпохи. К этой же стадии относятся мифы и легенды, в которых

давались определенные толкования исторических событий.

С легкой руки Аристотеля под историей стали понимать опи-

сания событий. В дальнейшем это понятие приобрело более

широкое значение, включившее конкретные истории: говори-

ли, например, о естественной истории.

К истории мы относим все то время, о котором располагаем до-

кументальными данными. По замечанию К. Ясперса, когда нас

достигает слово, мы как бы начинаем ощущать почву под но-

гами. Все бессловесные орудия, найденные' при археологичес-

ких раскопках, остаются для нас немыми, безжизненными.

Доистория и история

История — всегда ясное для человека прошлое, сфера удвоения

этого прошлого, сознание своего происхождения. Доистория

(иногда ее называют предысторией) — это обоснованное фак-

тически, но не познанное прошлое.

Историявеликая созидательница. Но она подобна тонкой

оболочке над кратером вулкана. Быть может, нам грозит опас-

ность вновь превратиться в людей каменного века (да мы, соб-

ственно, никогда не перестаем ими быть). Тогда мы, распола-

гая уже не каменным топором, а самолетами, по существу, вер-

нулись бы к доисторическим временам, а тысячелетия истории

были бы забыты, и следы их стерты в памяти. Конец истории

мог бы вернуть человека к тому состоянию, в котором он суще-

ствовал много тысячелетий назад: без знания и сознания того,

что от поколения к поколению передавалось ему в жизненном

опыте.

Мы ничего не знаем о душе человека, который жил 20 тысяч лет

назад. Доисторияэто время, когда происходило станов-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: