Иной вариант исторического сознания находим у Н.А. Бердяева.
В работе «Новое средневековье» он пишет: «В истории, как и в
природе, существует ритм, ритмическая смена эпох и периодов,
смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски.
Ритмичность и периодичность свойственны всякой жизни. Го-
ворят об органических и критических эпохах, об эпохах ноч-
ных и дневных, сакральных и секулярных. Нам суждено жить
в эпоху смены эпох» (Бердяев НА. Новое средневековье//Бер-
дяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.,
1994, с. 407).
Н.А. Бердяев современную ему эпоху условно обозначает как
конец новой истории и начало нового средневековья. Духов-
ные начала новой истории изжиты, духовные силы ее исто-
щены. Рациональный день новой истории кончается, солнце
его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи.
День истории перед сменой ночью всегда кончается, считает
Бердяев, великими потрясениями и катастрофами, они давали
чувство безвозвратной гибели. Начало новой эпохи сопро-
вождается варваризацией. В исторический космос, образо-
ванный античной цивилизацией, ворвались хаотические силы.
Й мы должны всегда помнить, что страшные войны и револю-
ции, крушения культур и гибель государств не только созда-
ются злой волей людей, но также посылаются Провидением
(см. там же, с. 410).
Цивилизация XIX и XX веков отрицает священную символику
культуры и хочет наиреальнейшей жизни, овладения жизнью
и преображения жизни. Для этого она создает могуществен-
ную технику. «С другой же стороны, из глубины кризис куль-
туры начинается в обнаружении религиозной воли к реально-
му преображению жизни, к достижению нового бытия, новой
земли и нового неба» (там же, с. 429).