Ритмы истории

Иной вариант исторического сознания находим у Н.А. Бердяева.

В работе «Новое средневековье» он пишет: «В истории, как и в

природе, существует ритм, ритмическая смена эпох и периодов,

смена типов культуры, приливы и отливы, подъемы и спуски.

Ритмичность и периодичность свойственны всякой жизни. Го-

ворят об органических и критических эпохах, об эпохах ноч-

ных и дневных, сакральных и секулярных. Нам суждено жить

в эпоху смены эпох» (Бердяев НА. Новое средневековье//Бер-

дяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М.,

1994, с. 407).

Н.А. Бердяев современную ему эпоху условно обозначает как

конец новой истории и начало нового средневековья. Духов-

ные начала новой истории изжиты, духовные силы ее исто-

щены. Рациональный день новой истории кончается, солнце

его заходит, наступают сумерки, мы приближаемся к ночи.

День истории перед сменой ночью всегда кончается, считает

Бердяев, великими потрясениями и катастрофами, они давали

чувство безвозвратной гибели. Начало новой эпохи сопро-

вождается варваризацией. В исторический космос, образо-

ванный античной цивилизацией, ворвались хаотические силы.

Й мы должны всегда помнить, что страшные войны и револю-

ции, крушения культур и гибель государств не только созда-

ются злой волей людей, но также посылаются Провидением

(см. там же, с. 410).

Цивилизация XIX и XX веков отрицает священную символику

культуры и хочет наиреальнейшей жизни, овладения жизнью

и преображения жизни. Для этого она создает могуществен-

ную технику. «С другой же стороны, из глубины кризис куль-

туры начинается в обнаружении религиозной воли к реально-

му преображению жизни, к достижению нового бытия, новой

земли и нового неба» (там же, с. 429).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: