Будучи феноменом культуры, религия обладает огромным

нравственным содержанием. Она представляет собой явле-

ние человеческого духа и есть живое общение с Абсолю-

том. Религия относится к философии, как молитва к понятию.

Человек на всех ступенях развития с тех пор, как осознал себя

242 Глава XV. Религия как феномен культуры

человеком, ищет Бога и возносит к нему свою молитву. Это

всемирный факт, который указывал на искони присущую че-

ловеку потребность общения с Высшим Существом. Человек

находит в религии этическое удовлетворение. Он укрепляется

нравственно, приобретает душевное спокойствие и утешение

в скорби. В своем стремлении к Богу человек не остается «веч-

но голодным»; он получает духовную пищу. Источником это-

го удовлетворения служит внутренняя уверенность, что неви-

димое Существо, к которому он обращается мысленно, слышит

его молитвы и оказывает ему помощь. В этом состоит сущ-

ность веры.

Русский философ и политический мыслитель Борис Николаевич

Чичерин (1928-1904) задается вопросом: не есть ли все это

самообольщение? Внутреннее отношение людей к Богу не

подлежит опытному исследованию. Нет внешних признаков,

по которым наука могла бы удостовериться в его реальности.

Мы знаем только свое^субъективное чувство, но предмет для

нас остается скрытым. Вследствие этого многие исследовате-

ли видят в религии только плод фантазии. Если мы не в состо-

янии познавать абсолютное, то тем менее может быть допуще-

на возможность общения с ним.

На понятие Бога, считает русский философ, могут быть перене-

сены некоторые человеческие черты. Но само понятие взято

отнюдь не с человека. Между ними та разница, которая вообще

пролегает между физическим и духовным существом, между

относительным и абсолютным. Одно представление возникает

из опыта, другое — из чистой мысли. Если опыт составляет

единственный источник нашего познания, то каким образом

человек может воображать в течение уже тысячелетий, что он

имеет общение с существом, которое не только никогда нико-

му не являлось, но о котором он не может иметь даже ни малей-

шего понятия? Что это за безумный бред, охвативший чело-

веческий род, притом не только на низших ступенях развития,

во времена первобытного невежества, а равно и на высших,

ибо мы знаем из опыта, что к числу религиозных людей при-

надлежали величайшие умы человечества?

С культурологической точки зрения, напротив, религия представ-

ляется необходимым феноменом человеческой жизни. «Если

Бог есть Разум, Управляющий вселенною, — пишет Б. Чиче-

рин, — а человек как разумное существо сам является причаст-

ником этого Разума и носит в себе сознание его бытия, то он, по

Глава XV. Религия как феномен культуры 243

самой своей природе, должен стремиться к общению с Богом.

Существо Разума состоит именно в общении. Разобщает теле-

сная ограниченность: разумные же существа, в силу внутренне-

го закона, стремятся к общению друг с другом. И если это спра-

ведливо для отдельных существ, то тем более это должно иметь

место в отношении к тому Существу, которое составляет центр

и связь всего духовного мира. Как скоро человек имеет понятие

о Боге, так он необходимо стремится к единению с ним» (Чиче-

рин Б.Н. Наука и религия, М., 1999, с. 190-191).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: