нравственным содержанием. Она представляет собой явле-
ние человеческого духа и есть живое общение с Абсолю-
том. Религия относится к философии, как молитва к понятию.
Человек на всех ступенях развития с тех пор, как осознал себя
242 Глава XV. Религия как феномен культуры
человеком, ищет Бога и возносит к нему свою молитву. Это
всемирный факт, который указывал на искони присущую че-
ловеку потребность общения с Высшим Существом. Человек
находит в религии этическое удовлетворение. Он укрепляется
нравственно, приобретает душевное спокойствие и утешение
в скорби. В своем стремлении к Богу человек не остается «веч-
но голодным»; он получает духовную пищу. Источником это-
го удовлетворения служит внутренняя уверенность, что неви-
димое Существо, к которому он обращается мысленно, слышит
его молитвы и оказывает ему помощь. В этом состоит сущ-
ность веры.
Русский философ и политический мыслитель Борис Николаевич
Чичерин (1928-1904) задается вопросом: не есть ли все это
|
|
самообольщение? Внутреннее отношение людей к Богу не
подлежит опытному исследованию. Нет внешних признаков,
по которым наука могла бы удостовериться в его реальности.
Мы знаем только свое^субъективное чувство, но предмет для
нас остается скрытым. Вследствие этого многие исследовате-
ли видят в религии только плод фантазии. Если мы не в состо-
янии познавать абсолютное, то тем менее может быть допуще-
на возможность общения с ним.
На понятие Бога, считает русский философ, могут быть перене-
сены некоторые человеческие черты. Но само понятие взято
отнюдь не с человека. Между ними та разница, которая вообще
пролегает между физическим и духовным существом, между
относительным и абсолютным. Одно представление возникает
из опыта, другое — из чистой мысли. Если опыт составляет
единственный источник нашего познания, то каким образом
человек может воображать в течение уже тысячелетий, что он
имеет общение с существом, которое не только никогда нико-
му не являлось, но о котором он не может иметь даже ни малей-
шего понятия? Что это за безумный бред, охвативший чело-
веческий род, притом не только на низших ступенях развития,
во времена первобытного невежества, а равно и на высших,
ибо мы знаем из опыта, что к числу религиозных людей при-
надлежали величайшие умы человечества?
С культурологической точки зрения, напротив, религия представ-
ляется необходимым феноменом человеческой жизни. «Если
Бог есть Разум, Управляющий вселенною, — пишет Б. Чиче-
рин, — а человек как разумное существо сам является причаст-
ником этого Разума и носит в себе сознание его бытия, то он, по
|
|
Глава XV. Религия как феномен культуры 243
самой своей природе, должен стремиться к общению с Богом.
Существо Разума состоит именно в общении. Разобщает теле-
сная ограниченность: разумные же существа, в силу внутренне-
го закона, стремятся к общению друг с другом. И если это спра-
ведливо для отдельных существ, то тем более это должно иметь
место в отношении к тому Существу, которое составляет центр
и связь всего духовного мира. Как скоро человек имеет понятие
о Боге, так он необходимо стремится к единению с ним» (Чиче-
рин Б.Н. Наука и религия, М., 1999, с. 190-191).