рий. Ясно видна ее цикличность со специфическими стадиями
и характерной динамикой. Процесс этот закономерен, и про-
исходящие изменения можно понять и даже предсказать. Сде-
лать это позволяет центральная в теории Куна концепция па-
радигмы.
Парадигма (греч. paradeigma — пример, образец) — понятие,
которое использовалось в философии для характеристики вза-
имоотношений духовного и реального мира. Платон усматри-
вал в идеях реально существующие прообразы вещей, облада-
ющих подлинным существованием: демиург создает все суще-
ствующее, рассматривая неизменно сущее как первообраз
(«Тимей»). Согласно Шеллингу и Гегелю, духовный идеальный
прообраз определяет принципы упорядочивания и рациональ-
ной организации природных тел. В современном понимании
парадигма — это совокупность предпосылок, определяющих
конкретное научное-исследование (знание) и признанных на
данном этапе. Понятие «парадигма» в философии науки введе-
но позитивистом Г. Бергманом и было широко распространено
|
|
Куном для обозначения ведущих представлений и методов по-
лучения новых знаний в периоды экстенсивного развития зна-
ния. Оно часто заменяется понятием «картина мира».
Глава XVII. Наука в системе культуры 273
10 Культурология
В широком смысле парадигма может быть определена как на-
бор убеждений, ценностей и техник, разделяемых членами
данного научного сообщества. Некоторые из парадигм имеют -
философскую природу, они общи и всеохватны, другие — руко-
водят научным мышлением в довольно специфических, ограни-
ченных областях исследований. Отдельная парадигма может
поэтому стать обязательной для всех естественных наук, дру-
гая — лишь для астрономии, физики, биологии или молекуляр-
ной биологии, еще одна — для таких высокоспециализирован-
ных^и эзотерических областей, как вирусология или генная
инженерия. Парадигма столь же существенна для науки, как на-
блюдение и эксперимент; приверженность к специфическим
парадигмам есть необходимая предпосылка любого серьезного
научного исследования. Реальность чрезвычайно сложна, и об-
ращаться к ней в ее тотальности вообще невозможно. Наука не
в состоянии наблюдать и учитывать все разнообразие конкрет-
ного явления, не может провести все возможные эксперименты
и выполнить все лабораторные и клинические анализы. Учено-
му приходится сводить проблему до рабочего объема, и его вы-
бор направляется ведущей парадигмой данного времени. Таким
образом, он непременно вносит в область изучения определен-
ную систему убеждений.
Научные наблюдения сами по себе не диктуют единственных
|
|
и однозначных решений, ни одна парадигма никогда не объяс-
нит всех имеющихся фактов, и для теоретического объяснения
одних и тех же данных можно использовать многие парадигмы.
Какой из аспектов сложного явления будет выбран и какой из
возможных экспериментов будет начат или проведен первым,
определяется многими факторами. Это — случайности в пред-
варительном исследовании, базовое образование и специаль-
ная подготовка персонала, опыт, накопленный в других облас-
тях, индивидуальные задатки, экономические и политические
факторы, а также другие моменты.
Наблюдения и эксперименты могут и должны значительно сокра-
щать диапазон приемлемых научных решений — без этого на-
ука стала бы научной фантастикой. Тем не менее они не могут
сами по себе и сами для себя, полностью подтвердить конкрет-
ную интерпретацию или систему убеждений. Таким образом,
в принципе невозможно заниматься наукой без некоторого на-
бора априорных убеждений, фундаментальных метафизичес-
ких установок и ответов на вопрос о природе реальности и че-
274 ГлаваXVII, Наука в системе культуры
ловеческого знания. Ио следует четко помнить об относитель-
ной природе любой парадигмы — какой бы прогрессивной она
ни была и как бы убедительно не формулировалась. Не следует
смешивать ее с истиной о реальности.
Согласно Куну, парадигмы играют в истории науки решающую,
сложную и неоднозначную роль. Из приведенных выше сооб-
ражений ясно, что они безусловно существенны и необходимы
для научного прогресса. Однако на определенных стадиях
развития они действуют как концептуальная смирительная
рубашка поскольку ограничивают возможности новых откры-
тий в исследовании новых областей реальности. В истории на-
уки прогрессивная и реакционная функции парадигм словно
чередуются в некотором предсказуемом ритме.
Допарадигмальные периоды
Ранним стадиям наук, которые Кун описывает как «допарадиг-
мальные периоды», свойственны концептуальный хаос и конку-
ренция большого числа расходящихся воззрений на природу.
Ни одно из них нельзя сразу отбросить как неверное, так как все
они приблизительно соответствуют наблюдениям и научным
методам своего времени. Простая, элегантная и правдоподоб-
ная концептуализация данных, готовая объяснить большую
часть имеющихся наблюдений и обещающая служить руководя-
щей линией для будущих исследований, начинает в данной си-
туации играть роль доминирующей парадигмы.
Когда парадигму принимает бо'лыная часть научного сообще-
ства, она становится обязательной точкой зрения. На этом
этапе имеется опасность ошибочно увидеть в ней точное
описание реальности, а не вспомогательную карту, удобное
приближение и модель для организации существующих дан-
ных. Такое смешение карты с территорией, по выражению
американского ученого Станислава Грофа, характерно для
истории науки. Ограниченное знание о природе, существо-
вавшее на протяжении последовательных исторических пе-
риодов, представлялось научным деятелям тех времен исчер-
пывающей картиной реальности, в которой не хватает лишь
деталей. Это наблюдение столь впечатляет, что историк лег-
ко может представить развитие науки историей ошибок, а не
систематическим накоплением информации и постепенным
приближением к истине.
Глава XVII. Наука в системе культуры 275
Как только парадигма принята, она становится мощным ка-
тализатором научного прогресса. Кун называет эту стадию
«периодом нормальной науки». Большинство ученых все вре-
мя занимается нормальной наукой, из-за чего эта отдельная
сторона научной деятельностистала в прошлом синонимом на-
уки вообще. Нормальная наука основывается на допущении,
|
|
что научное сообщество знает, что такое Вселенная. В главен-
ствующей теории определено не только то, чем является мир,
но и чем он не является; наряду с тем, что возможно, она опре-
деляет и то, что в принципе невозможно. Кук описал научные
исследования как «напряженные и всепоглощающие усилия
рассовать природу по концептуальным ящикам, заготовленным
в профессиональном образовании». Пока существование пара-
дигмы остается само собой разумеющимся, только те проблемы
будут считаться достойными, для которых можно предполо-
жить решение, — это гарантирует быстрый успех нормальной
науки. При таких обстоятельствах научное сообщество сдер-
живает и подавляет (часто дорогой ценой) всякую новизну, по-
тому что новшества губительны для главного дела, которому
оно предано.
Парадигмы, следовательно, несут в себе не только познаватель-
ный, но и нормативный смысл; в дополнение к тому, что они
являются утверждениями о природе реальности, они определя-
ют разрешенное проблемное поле, устанавливают допустимые
методы и набор стандартных решений. Под воздействием пара-
дигмы все научные основания в какой-то отдельной области
подвергаются коренному переопределению. Некоторые про-
блемы, представлявшиеся ранее ключевыми, могут быть объяв-
лены несообразными или ненаучными, а иные — отнесены
к другой дисциплине. Или же наоборот, какие-то вопросы,
прежде не существовавшие или считавшиеся тривиальными,
могут неожиданно оказаться предметом значительного науч-
ного интереса. Даже в тех случаях, где старая парадигма со-
храняет свою действенность, понимание проблем не остается
тем же самым и требует нового обозначения в определении.
Нормальная наука, основанная на новой парадигме, не только
несоответствует прежней парадигме, но и не совместима с
практикой, которой управляла предыдущая парадигма.
Нормальная наука занимается по сути только решением задач;
ее результаты в основном предопределены самой парадигмой,
она производит мало нового. Главное внимание уделяется
|
|
276 Главаxvii. Наука в системе культуры
способу достижения результатов, а цель состоит в дальнейшем
оттачивании ведущей парадигмы, что способствует расшире-
нию сферы ее применения. Следовательно, нормальные (т.е.
те, которые не противоречат прежней парадигме) исследова-
ния обладают свойством накапливать нужные знания, так как
ученые отбирают только те проблемы, которые могут быть ре-
шены с помощью уже существующих концептуальных и инст-
рументальных средств.