о природе, обществе и человеке. Современное научное зна-
ние представлено совокупностью естественных, обществен-
ных *t гуманитарных дисциплин. Но наука — не только отрасль
культуры. По словам М. Хайдеггера, наука — это решающий
путь постижения сущего. Что такое наука? Каковые ее кор-
ни и метафизические основания? Чем обусловлена ценность
науки? В чем ее величие и ограниченность? Эти вопросы со-
ставляют культурологическое содержание науки.
Наука развивается парадкгмально. Мы видим вслед за Хай-
деггером, что это особенное отношение к миру, нацеленное на
сущее как таковое, что в свою очередь поддерживается и на-
пр&зляется определенной свободно избранной установкой че-
ловеческой экзистенции. В науке разум не может быть уни-
версальным, и иррациональное нельзя исключить полностью.
Не существует единственной интересной теории, которая мог-
ла бы объяснить бы все факты в своей области. Ни одна теория
не в состоянии воспроизвести количественные результаты.
|
|
Все они на удивление некомпетентны качественно. Все мето-
дологии, даже самые очевидные, ограничены сравнительно
узким диапазоном фактов и медленно распространяются на
другие области.
278 Глава XVII. Наука в системе культуры
Вопросы:
1. Почему человек тянется к знанию?
2. Когда появились начатки науки?
3. Для чего нужно осознать универсальные связи между явле-
ниями природы?
4. Почему Э. Кассирер называет науку последней стадией в ум-
ственном развитии человека?
5. Что позволяет применить к науке слова Архимеда: «Дайте
мне точку опоры и я переверну мир»?
6. Какую роль играет опыт в науке?
7. Почему наука начинает с поиска простоты?
8. Что такое парадигма?
9. Как происходит смена парадигм?
10. В чем опасные аспекты науки?
ЛИТЕРАТУРА:
1. Бердяев Н.А. Смысл истории, М., 1991.
2. Библер B.C. От научения — к логике культуры: Два философских вве-
дения в XXI век. М., 1991.
3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избр. Произв.,
М., 1990.
4. Гроф Станислав. За пределами мозга. М., 1993.
5. Фейерабейд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.
6. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.
Темы рефератов:
1. Наука как сфера культуры.
2. Горизонты современной науки.
3. Парадигма и ее роль в науке.
4. Нравственные аспекты науки.
5. Идеальный тип общества научной культуры.
Глава XVIII
НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ
Происхождение морали
На протяжении многих столетий философы, религиозные мыс-
лители, культурологи пытались понять смысл и назначение
нравственности. Что такое добро и зло? Как появилась мо-
раль? Придает ли смысл жизни соблюдение моральных прин-
ципов? Возможна ли жизнь общества без морали?
|
|
Нравственный человек обычно соотносит свое поведение
с ценностями, т.е. с жизненными и практическими уста-
новками, которые он воспринимает как святыни. Но как
появились эти моральные заповеди? Некоторые философы,
например Б.С. Соловьев, полагают, что нравственность — это
прирожденное человеческое свойство, отличающее его от жи-
вотных. Другие исследователи, например культуролог Аль-
берт Швейцер, видели истоки нравственности в кристаллиза-
ции исторического опыта человечества. Люди в процессе
совместной жизни все больше и больше осознавали, что без-
нравственное поведение способно принести много зла, поэто-
му они стремились к праведной жизни, вырабатывая мораль-
ные нормы.
Можно назвать также религиозный взгляд на происхождение
морали. Мыслители этой ориентации считают, что нравствен-
ные нормы буквально упали с неба на еще не готовое их при-
нять человечество. В первый раз 3500 лет назад через проро-
ка Моисея, во время встречи с которым бог Яхве выжег эти за-
поведи на скрижалях, второй — более 2000 лет назад (через
Иисуса Христа).
Немецкий философ Фридрих Ницше впервые высказал догадку,
что многие люди не имеют нравственного чувства от рожде-
ния. Стало быть, среди нас есть морально невменяемые лю-
ди... Их не переделать, не перевоспитать. Такого рода пред-
ставления стали Е XX вв. популярными. Культурологи отмеча-
280 Глава XVIII. Нравственное измерение культуры
ют, что те, у кого есть совесть, должны, наконец, осознать свое
кровное родство и утвердить нравственные принципы в жиз-
ни людей.
Нормы культуры
Какова же на самом деле человеческая природа? Можно ли изба-
виться от зла? Откуда взялись нравственные предписания?
Способен ли человек жить по заповедям, которые он провоз-
глашает? Вот неполный круг вопросов, которые осмысливают-
ся в специфической области знаний — этике.
Человеческие поступки обусловлены не только разумом.
У человека есть совесть — нравственное чувство, позво-
ляющее определять ценность собственных поступков.
Первые представления о совести мы обнаруживаем в Древ-
нем мире. Своеобразная феноменология совести описывает-
ся, скажем, в древнекитайских текстах с помощью категорий
«долг» и «стыд». Представление о долге в конфуцианстве не-
разрывно связано с категориями «жэнь» и «ли». «Жэнь» —
это главная характеристика благородного человека. «Тот,
кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), явля-
ется человеколюбивым... Почтительность, обходительность,
правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен,
то его не презирают. Если человек обходителен, то его под-
держивают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если че-
ловек сметлив, он добивается успеха. Если человек добр, он
не может использовать других».