Зированной деятельностью по созданию системы знаний

о природе, обществе и человеке. Современное научное зна-

ние представлено совокупностью естественных, обществен-

ных *t гуманитарных дисциплин. Но наука — не только отрасль

культуры. По словам М. Хайдеггера, наука — это решающий

путь постижения сущего. Что такое наука? Каковые ее кор-

ни и метафизические основания? Чем обусловлена ценность

науки? В чем ее величие и ограниченность? Эти вопросы со-

ставляют культурологическое содержание науки.

Наука развивается парадкгмально. Мы видим вслед за Хай-

деггером, что это особенное отношение к миру, нацеленное на

сущее как таковое, что в свою очередь поддерживается и на-

пр&зляется определенной свободно избранной установкой че-

ловеческой экзистенции. В науке разум не может быть уни-

версальным, и иррациональное нельзя исключить полностью.

Не существует единственной интересной теории, которая мог-

ла бы объяснить бы все факты в своей области. Ни одна теория

не в состоянии воспроизвести количественные результаты.

Все они на удивление некомпетентны качественно. Все мето-

дологии, даже самые очевидные, ограничены сравнительно

узким диапазоном фактов и медленно распространяются на

другие области.

278 Глава XVII. Наука в системе культуры

Вопросы:

1. Почему человек тянется к знанию?

2. Когда появились начатки науки?

3. Для чего нужно осознать универсальные связи между явле-

ниями природы?

4. Почему Э. Кассирер называет науку последней стадией в ум-

ственном развитии человека?

5. Что позволяет применить к науке слова Архимеда: «Дайте

мне точку опоры и я переверну мир»?

6. Какую роль играет опыт в науке?

7. Почему наука начинает с поиска простоты?

8. Что такое парадигма?

9. Как происходит смена парадигм?

10. В чем опасные аспекты науки?

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бердяев Н.А. Смысл истории, М., 1991.

2. Библер B.C. От научения — к логике культуры: Два философских вве-

дения в XXI век. М., 1991.

3. Вебер М. Наука как призвание и профессия // Вебер М. Избр. Произв.,

М., 1990.

4. Гроф Станислав. За пределами мозга. М., 1993.

5. Фейерабейд П. Избранные труды по методологии науки. М., 1986.

6. Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Темы рефератов:

1. Наука как сфера культуры.

2. Горизонты современной науки.

3. Парадигма и ее роль в науке.

4. Нравственные аспекты науки.

5. Идеальный тип общества научной культуры.

Глава XVIII

НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ

Происхождение морали

На протяжении многих столетий философы, религиозные мыс-

лители, культурологи пытались понять смысл и назначение

нравственности. Что такое добро и зло? Как появилась мо-

раль? Придает ли смысл жизни соблюдение моральных прин-

ципов? Возможна ли жизнь общества без морали?

Нравственный человек обычно соотносит свое поведение

с ценностями, т.е. с жизненными и практическими уста-

новками, которые он воспринимает как святыни. Но как

появились эти моральные заповеди? Некоторые философы,

например Б.С. Соловьев, полагают, что нравственность — это

прирожденное человеческое свойство, отличающее его от жи-

вотных. Другие исследователи, например культуролог Аль-

берт Швейцер, видели истоки нравственности в кристаллиза-

ции исторического опыта человечества. Люди в процессе

совместной жизни все больше и больше осознавали, что без-

нравственное поведение способно принести много зла, поэто-

му они стремились к праведной жизни, вырабатывая мораль-

ные нормы.

Можно назвать также религиозный взгляд на происхождение

морали. Мыслители этой ориентации считают, что нравствен-

ные нормы буквально упали с неба на еще не готовое их при-

нять человечество. В первый раз 3500 лет назад через проро-

ка Моисея, во время встречи с которым бог Яхве выжег эти за-

поведи на скрижалях, второй — более 2000 лет назад (через

Иисуса Христа).

Немецкий философ Фридрих Ницше впервые высказал догадку,

что многие люди не имеют нравственного чувства от рожде-

ния. Стало быть, среди нас есть морально невменяемые лю-

ди... Их не переделать, не перевоспитать. Такого рода пред-

ставления стали Е XX вв. популярными. Культурологи отмеча-

280 Глава XVIII. Нравственное измерение культуры

ют, что те, у кого есть совесть, должны, наконец, осознать свое

кровное родство и утвердить нравственные принципы в жиз-

ни людей.

Нормы культуры

Какова же на самом деле человеческая природа? Можно ли изба-

виться от зла? Откуда взялись нравственные предписания?

Способен ли человек жить по заповедям, которые он провоз-

глашает? Вот неполный круг вопросов, которые осмысливают-

ся в специфической области знаний — этике.

Человеческие поступки обусловлены не только разумом.

У человека есть совесть — нравственное чувство, позво-

ляющее определять ценность собственных поступков.

Первые представления о совести мы обнаруживаем в Древ-

нем мире. Своеобразная феноменология совести описывает-

ся, скажем, в древнекитайских текстах с помощью категорий

«долг» и «стыд». Представление о долге в конфуцианстве не-

разрывно связано с категориями «жэнь» и «ли». «Жэнь» —

это главная характеристика благородного человека. «Тот,

кто способен проявлять в Поднебесной пять (качеств), явля-

ется человеколюбивым... Почтительность, обходительность,

правдивость, сметливость, доброта. Если человек почтителен,

то его не презирают. Если человек обходителен, то его под-

держивают. Если человек правдив, то ему доверяют. Если че-

ловек сметлив, он добивается успеха. Если человек добр, он

не может использовать других».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: