таллизовавшийся нравственный опыт. Например, чело-
вечество убедилось в том, что убийство, воровство, ковар-
ство всегда безнравственны. Однако есть моральные нор-
мы, которые действуют в ограниченном историческом
пространстве, в конкретной эпохе или культуре. Например,
в аристократическом обществе существовали дуэли. Они
отражали господствовавшие представления о чести. Одна-
ко подобные нравственные нормы не обеспечили себе дол-
гой жизни и постепенно превратились в моральные пред-
рассудки.
Шопенгауэр едва ли не первым в европейской философии усом-
нился в том, что существуют обязательные нормы, без кото-
рых человеческое поведение невозможно оценивать как
нравственное. Он создал иную традицию, которая нашла сво-
их последователей. Они отвергли нормативность в мора-
ли. Немецкий философ полагал, что в этике нет и не может
быть заведомых установлений, законов, предписаний. Нрав-
ственный опыт каждого человека настолько уникален, само-
бытен, что его невозможно подвести под некую общую норму,
|
|
императив.
Шопенгауэр считал, что в каждой жизненной ситуации чело-
век сам определяет, какому нормативу следовать. Иначе он
будет ждать подсказки, а это безнравственно. Допустим, вы
надумали прекратить дружбу с вашей девушкой. Однако вас
мучит совесть: все-таки она будет страдать. Но тут вам на
глаза попадает изречение: «Ничто не вечно под луной...»
Вы радостно бросаетесь в объятья столь подходящего афо-
ризма. «Прости, дорогая, ничто не вечно...» Нравственно?
Нет, поскольку собственный нравственный опыт здесь не
реализован. Вместо борьбы мотивов, страданий и прочего —
лишь чужая мудрость, высказанная по совершенно другому
поводу.
Попробуем понять мысль Шопенгауэра более основательно. По-
стараемся уяснить, что же было ненавистно ему в устоявших-
ся нормах? Как бывает в жизни? Разум вырабатывает некие
нравственные нормы, которым человек неукоснительно сле-
дует в конкретных жизненных ситуациях. Этот человек знает
только одну страсть: соотнести свой выбор с готовым решени-
ем, с уже выработанной установкой. Но всегда ли поступки та-
кого человека будут нравственными?
DiaeaXVlll. Нрааственное измерение культуры 285
Иметь моральные заповеди хорошо. Но в жизни постоянно
складываются запутанные, сложнейшие ситуации. Они не ук-
ладываются в простейшие схемы, по которым можно выстро-
ить готовое решение, заимствованное из свода нравственных
установок. Выходит, нравственность не нуждается в общезна-
чимых нормах?
Можно ли считать, что, освобождая этику от норм, культурологи
отвергли вместе с ней и нравственность? Опыт последних сто-
|
|
летий показал, что это далеко не так. Напротив, именно поле-
мически заостренное радикальное отвержение готовых пред-
писаний для нравственного человека произвело настоящую
революцию в этике, на многие десятилетия определившую ее
развитие.
Такая установка вводила в мир напряженных нравственных
исканий. Исходно утверждалось: никаких посторонних опор
у человека нет. Он может обращаться к неким общим выводам.
Стало быть, надлежит мобилизовать весь человеческий и нрав-
ственный опыт для того, чтобы в конкретной ситуации найти
верное решение, совершить достойный поступок.
Но дело не только в том, что человеку необходимо брать на себя
моральную ответственность. Устранение нормы как обязатель-
ной догмы не могло не поставить вопрос о грандиозной пере-
оценке ценностей. То, что прежде оценивалось как нечто безо-
говорочное, обязательное, сегодня стало по меньшей мере
сомнительным, требующим обоснования. Но именно такая кри-
тическая работа ума в истории культуры часто вызывает шок
и стремление изобличить того, кто подрывает устои.
В каждой культуре есть свои нравственные нормы, но они риску-
ют превратиться в моральные предрассудки, т.е. в такие пред-
ставления о нравственности, которые утратили свою ценность,
стали лицемерными, не соответствующими жизненной практи-
ке людей. Скажем, нравственно ли из-за пустяка вызвать чело-
века на дуэль и убить его? Нравственно ли соблюдать приличие
«на людях», но предаваться порокам в уединении? Нравственно
ли молиться Богу, не имея или утратив веру в него?