Эллюль связывает технику со своеобразной рационализацией
мира, в ходе которой происходит вытеснение из мышления,
из общественного сознания эмотивных элементов, фиксируется
детерминированная последовательность явлений, утрачива-
ется универсальность, полнота сознания за счет закрепления
в нем сугубо рефлективных элементов, сознание начинает
работать по принципу машины. По мнению французского
автора, именно панлогизм (господство разума) порождает
технику и придает ей необоримую силу. Она выступает, та-
ким образом, в качестве исторической судьбы современной
цивилизации.
ГлаваXX. 1ехника и судьЬы культуры 327
Вот почему Эллюжь рассматривает господство техники как са-
мую опасную форму детерминизма. Техника, по его словам,
превращает средство в цель, стандартизирует человеческое по-
ведение и, следовательно, делает человека объектом «каль-
куляций и манипуляций». Здесь у Эллюля намечаются две те-
мы, которые становятся ведущими в его исследованиях. Во-
|
|
первых, он оценивает техническую цивилизацию с таких
социальных позиций, которые исключают правомерность на-
учно-технической революции, оценивают ее негативно и, та-
ким образом, ставят вопрос о возможной поливариантности
социального развития. Во-вторых, французский ученый рас- ^
суждает от имени человека, которого воспринимает как меру
всех вещей и его судьбу — как исходный момент всякого фи-
лософствования. Sit
Западные культурологи стали склоняться к догадке: а не пош-
ла ли Европа ложным путем, не ошибся ли западный дух
в выборе культурно-цивилизационной альтернативы? Не
проистекают ли все беды Запада от того, что с самого начала
был неверно угадан путь человечества в целом. Возникло
представление о том, что у истоков человечества перед ним
маячили самые различные перспективы. Можно было бы,
скажем, мобилизовать все внутренние ресурсы на постиже-
ние самого человеческого духа. По этому пути пошли древ- •*
ние восточные народы, о чем свидетельствуют и созданные
ими религии. Они предписывают полное слияние с Абсолю-
том. Покорность миру, стремление раствориться в нем, услы-
шать в сферах духа звучание всей Вселенной — таковы уста-
новления древних восточных религий. Если бы человечество
пошло по этому пути, рассуждают многие культурологи, оно
развило бы антропологические и духовные ресурсы, приоб- *.
щилось бы к космосу.
Однако европейский человек пошел по другому пути. Им завла-
дела жажда познания и порабощения мира. Он слепо дове-
рился познающему уму, расчленяющему бытие, но отверг
другие, более благодатные сферы сознания. В частности те,
|
|
которые получили в психологии название альтернативных
форм сознания. В результате многие зоны психики в извест-
ной мере атрофировались. Тревожный разум повлек людей к
ложным целям. Они утратили способность к тренировке духа
и тела и возымели пагубное желание подчинить себе мир в
союзе с техники.
328 ГлаваXX. Техника и судьбы культуры.
Уже древний человек взял в руки приспособление, с помощью ко-
торого рассчитывал усилить собственное могущество. Но в рас-
чете не на себя, а на рычаг, на колесо, на некое устройство он и
потерял себя. В.мнимом овладении окружающей средой кры-
лась коварная уловка. Люди перестали доверять своей природе,
отказались от развития и совершенствования духа. Вооружив-
шись камнем, молотком, плугом, они обратили свой взор на
внешний, а не внутренний мир. Постоянно совершенствующая-
ся техника породила иллюзию возможного порабощения при-
роды. Жаждущий познания и власти, западный человек в конеч-
ном счете создал техническую цивилизацию, которая грозит
человечеству полной катастрофой, истощением духовных ре-
сурсов, исчезновением самой жизни.
Заключение
В последние годы обнаружились две тенденции, которые отчет-
ливо характеризуют культурологическое постижение техни-
ки. Прежде всего, философия техники существует во множестве
вариантов. Можно выделить, в частности, инженерно-научный,
собственно культурологический, социально-критический и сис-
темно-теоретический подходы. Техника рассматривается в уни-
версально-исторической перспективе. Обсуждается вопрос
о спиритуальной революции, об изменении ценностных ори-
ентиров людей. Другая тенденция культурологического осмыс-
ления техники в наши дни связана с обсуждением вопроса о том,
как обеспечить переход от техногенной цивилизации к антро-
погенной. Культурологи пытаются показать, что возможна ци-
вилизация другого типа, которая будет иметь в своем основа-
j, нии антропологические предпосылки. Вместе с тем отмечает-
ся, что техника — тоже проявление человеческой природы.
Так рождается новая волна интереса к технике, новый виток
метафизического истолкования ее особенностей.
Вопросы:
1. Что такое «фаустовская цивилизация»?
2. В чем смысл культурологического постижения техники у
0. Шпенглера?
3. Почему техника является способом самореализации че-
ловека?
ГлаваXX. Техника и судьбы культуры 329