Бой качественно новую ценность

Эллюль связывает технику со своеобразной рационализацией

мира, в ходе которой происходит вытеснение из мышления,

из общественного сознания эмотивных элементов, фиксируется

детерминированная последовательность явлений, утрачива-

ется универсальность, полнота сознания за счет закрепления

в нем сугубо рефлективных элементов, сознание начинает

работать по принципу машины. По мнению французского

автора, именно панлогизм (господство разума) порождает

технику и придает ей необоримую силу. Она выступает, та-

ким образом, в качестве исторической судьбы современной

цивилизации.

ГлаваXX. 1ехника и судьЬы культуры 327

Вот почему Эллюжь рассматривает господство техники как са-

мую опасную форму детерминизма. Техника, по его словам,

превращает средство в цель, стандартизирует человеческое по-

ведение и, следовательно, делает человека объектом «каль-

куляций и манипуляций». Здесь у Эллюля намечаются две те-

мы, которые становятся ведущими в его исследованиях. Во-

первых, он оценивает техническую цивилизацию с таких

социальных позиций, которые исключают правомерность на-

учно-технической революции, оценивают ее негативно и, та-

ким образом, ставят вопрос о возможной поливариантности

социального развития. Во-вторых, французский ученый рас- ^

суждает от имени человека, которого воспринимает как меру

всех вещей и его судьбу — как исходный момент всякого фи-

лософствования. Sit

Западные культурологи стали склоняться к догадке: а не пош-

ла ли Европа ложным путем, не ошибся ли западный дух

в выборе культурно-цивилизационной альтернативы? Не

проистекают ли все беды Запада от того, что с самого начала

был неверно угадан путь человечества в целом. Возникло

представление о том, что у истоков человечества перед ним

маячили самые различные перспективы. Можно было бы,

скажем, мобилизовать все внутренние ресурсы на постиже-

ние самого человеческого духа. По этому пути пошли древ- •*

ние восточные народы, о чем свидетельствуют и созданные

ими религии. Они предписывают полное слияние с Абсолю-

том. Покорность миру, стремление раствориться в нем, услы-

шать в сферах духа звучание всей Вселенной — таковы уста-

новления древних восточных религий. Если бы человечество

пошло по этому пути, рассуждают многие культурологи, оно

развило бы антропологические и духовные ресурсы, приоб- *.

щилось бы к космосу.

Однако европейский человек пошел по другому пути. Им завла-

дела жажда познания и порабощения мира. Он слепо дове-

рился познающему уму, расчленяющему бытие, но отверг

другие, более благодатные сферы сознания. В частности те,

которые получили в психологии название альтернативных

форм сознания. В результате многие зоны психики в извест-

ной мере атрофировались. Тревожный разум повлек людей к

ложным целям. Они утратили способность к тренировке духа

и тела и возымели пагубное желание подчинить себе мир в

союзе с техники.

328 ГлаваXX. Техника и судьбы культуры.

Уже древний человек взял в руки приспособление, с помощью ко-

торого рассчитывал усилить собственное могущество. Но в рас-

чете не на себя, а на рычаг, на колесо, на некое устройство он и

потерял себя. В.мнимом овладении окружающей средой кры-

лась коварная уловка. Люди перестали доверять своей природе,

отказались от развития и совершенствования духа. Вооружив-

шись камнем, молотком, плугом, они обратили свой взор на

внешний, а не внутренний мир. Постоянно совершенствующая-

ся техника породила иллюзию возможного порабощения при-

роды. Жаждущий познания и власти, западный человек в конеч-

ном счете создал техническую цивилизацию, которая грозит

человечеству полной катастрофой, истощением духовных ре-

сурсов, исчезновением самой жизни.

Заключение

В последние годы обнаружились две тенденции, которые отчет-

ливо характеризуют культурологическое постижение техни-

ки. Прежде всего, философия техники существует во множестве

вариантов. Можно выделить, в частности, инженерно-научный,

собственно культурологический, социально-критический и сис-

темно-теоретический подходы. Техника рассматривается в уни-

версально-исторической перспективе. Обсуждается вопрос

о спиритуальной революции, об изменении ценностных ори-

ентиров людей. Другая тенденция культурологического осмыс-

ления техники в наши дни связана с обсуждением вопроса о том,

как обеспечить переход от техногенной цивилизации к антро-

погенной. Культурологи пытаются показать, что возможна ци-

вилизация другого типа, которая будет иметь в своем основа-

j, нии антропологические предпосылки. Вместе с тем отмечает-

ся, что техника — тоже проявление человеческой природы.

Так рождается новая волна интереса к технике, новый виток

метафизического истолкования ее особенностей.

Вопросы:

1. Что такое «фаустовская цивилизация»?

2. В чем смысл культурологического постижения техники у

0. Шпенглера?

3. Почему техника является способом самореализации че-

ловека?

ГлаваXX. Техника и судьбы культуры 329


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: