генной? v
ЛИТЕРАТУРА:
1. Гуревич П.С. Философия техники // Философский словарь под ред.
И.Т. Фролова. М., 2001, с. 615-616.
2. Культурология. Хрестоматия. Составитель П.С. Гуревич, М., 1995.
3. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.
4. Степин B.C., Горохов В.Г, Розов В.А. Философия науки и техники. М.,
1995.
Темы рефератов:
1. Техника как социокультурный феномен.
2. Техника и машина: опыт различения.
3. Тотальная рационализация мира и ее опасности.
4. Техника и судьбы культуры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многи-
ми обстоятельствами. Современная цивилизация стремитель-
но преображает окружающую среду, социальные институты,
бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор
творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник обще-
ственных нововведений. Отсюда стремление выявить потен-
циал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности
ее активизации. Рассматривая культуру как средство челове-
ческой самореализации, можно выявить новые неистощимые
импульсы, способные оказывать воздействие на исторический
процесс, на самого человека.
Вот почему в современной культурологии обострился интерес
к культуре как фактору социального развития. Исследова-
тели все чаще приходят к убеждению, что именно духовные
черты, социокультурные признаки конкретного общества или
даже целого региона накладывают отпечаток на социально-
историческую динамику. Многие теоретики связывают судьбу
мира с философским постижением культуры в целом или куль-
туры отдельного народа.
Но вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящих
в нашу эпоху перемен воспринимаются сознанием конкретно-
го человека как нечто чуждое его собственным устремлениям,
стихийным субъективным порывам. Возникает разрыв между
самочувствием реального индивида и объективным, зачастую
обезличенным потоком культурного творчества. Человек пы-
тается понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не
имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными
последствия культурных акций, каков конечный результат со-
временного цивилизационного развития человечества.
Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и раз-
рушением экологической среды. Истончение озонного слоя
над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение рек
и океанов — эти плоды человеческой деятельности оценива-
ются как результат губительной культурной практики. И здесь
возникают вопросы: «Не враждебна ли культура природе? Есть
ли возможность гармонизировать их отношения?»
Заключение 331
Актуален и еще один аспект культурологического анализа —
культура и общество, культура и история. Какое воздействие
оказывает культурный процесс на общественную динамику?
Что принесет культуре движение истории? В прошлом соци-
альный цикл был гораздо короче культурного. Индивид, по-
явившись на свет, заставал определенную структуру культур-
ных ценностей. Она не менялась в течение многих столетий,
регулируя жизнь целых поколений. В XX в., как считают мно-
гие исследователи, произошел разрыв социального и культур-
ного циклов. Это, по существу, одна из исторических законо-
мерностей нашего столетия. Теперь на протяжении одной
жизни чередуются несколько культурных эпох.
Оторвите человека от родной культуры и бросьте в совершенно
новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на
множество новых представлений о времени, пространстве,
труде, религии, любви, сексе и т.д. Вы увидите, какая порази-
тельная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимите
у него надежду на возвращение в знакомую социальную об-
становку, растерянность перерастет в депрессию. Психологи-
ческое онемение — чуткий симптом сегодняшних дней.
Современные люди, ускорив темп перемен, во многом порвали
с прошлым. Они в- значительной мере отказались от прежнего
образа мыслей, от прежних чувствований, от прежних при-
емов приспособления к изменяющимся условиям жизни.
Именно это ставит под сомнение способность человека к адап-
тации: выживет ли он в новой среде? Сможет ли приспосо-
биться к новым императивам — это явление в культурологии
называется футурошоком, шоком от перемен.
Можно указать еще на один аспект актуальности культурологии.
Накопление знаний в современном обществе происходит го-
раздо медленнее, чем осуществляются социальные перемены.
Стремительная динамика жизни опережает процесс осмысле-
ния общественных закономерностей, тайнодействия механиз-
мов культуры. В связи с этим особую значимость приобретает
способность культуролога уловить те обусловленности, кото-
рые характерны для культурной практики.
Злободневность культурологии определяется также кризисом
современной просветительской и постпросветительской
культуры. Просветительская модель культуры переплетается
с постпросветительской, что создает довольно сложные кол-
лизии и в сегодняшнем понимании самого феномена культуры.
332 Заключение
Поэтому культурологу важно показать, как различные компо-
ненты просветительской модели культуры становятся объек-
том нового философского толкования, вызывают стремление
выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыс-
кать возможности ее активизации. Исследование современ-
ных культурных процессов невозможно без глубоких пара-
дигмальных сдвигов в культурологии, которые произошли за
последние два столетия.
Нет сомнения в том, что в культурологическую литературу по-
следнего времени все чаще проникают размышления о враж-
дебности культуры изначальной человеческой природе. По-
добные представления разрабатывают приверженцы таких
философских направлений, как философская антропология,
• психоанализ, социобиология. Современные философские ант-
ропологи предупреждают: социальность, точно железный об-
руч, сковала импульсы человека.
Мы затронули в нашей книге лишь отдельные, ключевые пробле-
мы культурологии. Эта новая перспективная наука все основа-
тельнее заявляет о себе.