Что такое антропогенная цивилизация в отличие от техно-

генной? v

ЛИТЕРАТУРА:

1. Гуревич П.С. Философия техники // Философский словарь под ред.

И.Т. Фролова. М., 2001, с. 615-616.

2. Культурология. Хрестоматия. Составитель П.С. Гуревич, М., 1995.

3. Новая технократическая волна на Западе. М., 1986.

4. Степин B.C., Горохов В.Г, Розов В.А. Философия науки и техники. М.,

1995.

Темы рефератов:

1. Техника как социокультурный феномен.

2. Техника и машина: опыт различения.

3. Тотальная рационализация мира и ее опасности.

4. Техника и судьбы культуры.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Интерес к феномену культуры определяется в наши дни многи-

ми обстоятельствами. Современная цивилизация стремитель-

но преображает окружающую среду, социальные институты,

бытовой уклад. В этой связи культура оценивается как фактор

творческого жизнеустроения, неиссякаемый источник обще-

ственных нововведений. Отсюда стремление выявить потен-

циал культуры, ее внутренние резервы, отыскать возможности

ее активизации. Рассматривая культуру как средство челове-

ческой самореализации, можно выявить новые неистощимые

импульсы, способные оказывать воздействие на исторический

процесс, на самого человека.

Вот почему в современной культурологии обострился интерес

к культуре как фактору социального развития. Исследова-

тели все чаще приходят к убеждению, что именно духовные

черты, социокультурные признаки конкретного общества или

даже целого региона накладывают отпечаток на социально-

историческую динамику. Многие теоретики связывают судьбу

мира с философским постижением культуры в целом или куль-

туры отдельного народа.

Но вместе с тем радикальность и неотвратимость происходящих

в нашу эпоху перемен воспринимаются сознанием конкретно-

го человека как нечто чуждое его собственным устремлениям,

стихийным субъективным порывам. Возникает разрыв между

самочувствием реального индивида и объективным, зачастую

обезличенным потоком культурного творчества. Человек пы-

тается понять, откуда, вообще говоря, возникают традиции, не

имеющие авторства, почему оказываются непредвиденными

последствия культурных акций, каков конечный результат со-

временного цивилизационного развития человечества.

Потребность в изучении феноменов культуры обусловлена и раз-

рушением экологической среды. Истончение озонного слоя

над Землей, гибель лесных покровов планеты, загрязнение рек

и океанов — эти плоды человеческой деятельности оценива-

ются как результат губительной культурной практики. И здесь

возникают вопросы: «Не враждебна ли культура природе? Есть

ли возможность гармонизировать их отношения?»

Заключение 331

Актуален и еще один аспект культурологического анализа —

культура и общество, культура и история. Какое воздействие

оказывает культурный процесс на общественную динамику?

Что принесет культуре движение истории? В прошлом соци-

альный цикл был гораздо короче культурного. Индивид, по-

явившись на свет, заставал определенную структуру культур-

ных ценностей. Она не менялась в течение многих столетий,

регулируя жизнь целых поколений. В XX в., как считают мно-

гие исследователи, произошел разрыв социального и культур-

ного циклов. Это, по существу, одна из исторических законо-

мерностей нашего столетия. Теперь на протяжении одной

жизни чередуются несколько культурных эпох.

Оторвите человека от родной культуры и бросьте в совершенно

новое окружение, где ему придется мгновенно реагировать на

множество новых представлений о времени, пространстве,

труде, религии, любви, сексе и т.д. Вы увидите, какая порази-

тельная растерянность овладеет им. А если вы еще отнимите

у него надежду на возвращение в знакомую социальную об-

становку, растерянность перерастет в депрессию. Психологи-

ческое онемение — чуткий симптом сегодняшних дней.

Современные люди, ускорив темп перемен, во многом порвали

с прошлым. Они в- значительной мере отказались от прежнего

образа мыслей, от прежних чувствований, от прежних при-

емов приспособления к изменяющимся условиям жизни.

Именно это ставит под сомнение способность человека к адап-

тации: выживет ли он в новой среде? Сможет ли приспосо-

биться к новым императивам — это явление в культурологии

называется футурошоком, шоком от перемен.

Можно указать еще на один аспект актуальности культурологии.

Накопление знаний в современном обществе происходит го-

раздо медленнее, чем осуществляются социальные перемены.

Стремительная динамика жизни опережает процесс осмысле-

ния общественных закономерностей, тайнодействия механиз-

мов культуры. В связи с этим особую значимость приобретает

способность культуролога уловить те обусловленности, кото-

рые характерны для культурной практики.

Злободневность культурологии определяется также кризисом

современной просветительской и постпросветительской

культуры. Просветительская модель культуры переплетается

с постпросветительской, что создает довольно сложные кол-

лизии и в сегодняшнем понимании самого феномена культуры.

332 Заключение

Поэтому культурологу важно показать, как различные компо-

ненты просветительской модели культуры становятся объек-

том нового философского толкования, вызывают стремление

выявить потенциал культуры, ее внутренние резервы, отыс-

кать возможности ее активизации. Исследование современ-

ных культурных процессов невозможно без глубоких пара-

дигмальных сдвигов в культурологии, которые произошли за

последние два столетия.

Нет сомнения в том, что в культурологическую литературу по-

следнего времени все чаще проникают размышления о враж-

дебности культуры изначальной человеческой природе. По-

добные представления разрабатывают приверженцы таких

философских направлений, как философская антропология,

• психоанализ, социобиология. Современные философские ант-

ропологи предупреждают: социальность, точно железный об-

руч, сковала импульсы человека.

Мы затронули в нашей книге лишь отдельные, ключевые пробле-

мы культурологии. Эта новая перспективная наука все основа-

тельнее заявляет о себе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: