Практическое задание. 36Монополизм (сущность монополизации); причины возникновения монополий, барьеры; понятие естественной и искусственной монополии


36 Монополизм (сущность монополизации); причины возникновения монополий, барьеры; понятие естественной и искусственной монополии.

Монополизм в экономике означает доминирующее положение хозяйствующего субъекта на рынке определенного товара, что позволяет ему оказывать решающее влияние на конкуренцию, затруднять доступ на рынок другим хозяйствующим субъектам.

Установление монополии – устранение конкуренции; присвоение исключительного права на осуществление чего-либо.

Во-первых, действие закона конкуренции. Закон конкуренции и каждая его функция подчинены достижению главной цели производства - максимизации прибыли. Чтобы максимизировать прибыль, производитель должен постоянно наращивать объемы производства и продажи товаров, постепенно устраняя своих конкурентов. В конце концов производитель, захватывая и контролируя большую часть производства и сбыта, превращается в монополиста. Это означает, что конкуренция порождает свой антипод — монополию.

Во-вторых, причиной возникновения монополии является действие закона концентрации капитала и производства.

Концентрация капитала — это процесс увеличения размеров индивидуального капитала за счет капитализации прибыли, т. е. использования определенной её части на расширение производства.

Поэтому следствием концентрации капитала является концентрация производства. Движущая сила данного процесса — конкурентная борьба. В результате конкуренции из массы мелких и средних предприятий выделяются несколько наиболее крупных, которые становятся монополиями.

В-третьих, причиной создания монополии является процесс централизации капитала.

Централизация капитала — это увеличение размеров капитала вследствие поглощения или объединения нескольких, прежде самостоятельных, индивидуальных капиталов в один больший.

В-четвертых, причиной возникновения монополий стала трансформация индивидуальной частной собственности.

Барьеры для вступления фирм в отрасль:

1) экономия, обусловленная ростом масштабов производства. Такие отрасли называются естественными монополиями (муниципальные коммунальные хозяйства, газовые и электрические компании, метрополитен, железные дороги). Увеличение числа фирм в отрасли вызывает рост средних издержек. Характерным признаком естественной монополии является снижение средних затрат вплоть до полного насыщения отраслевого спроса;

2) легальные барьеры. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии, возникает легальная монополия;

3) владение уникальными природными ресурсами (исключительное право на какой-либо ресурс);

4) директивный запрет заниматься некоторыми видами деятельности (например, государственная монополия на производство и продажу алкогольной продукции, оружия);

5) высокий начальный капитал, когда необходимо осуществить большие единовременные вложения в основной капитал, которые в случае выхода из отрасли, нельзя вернуть.

Естественной монополией называется ситуация, когда одна большая фирма в отрасли будет производить благо с более низкими средними затратами, чем несколько небольших фирм.

Причиной такого положения может быть экономия от масштаба производства (чем больше выпуск продукта, тем ниже средние затраты на его производство). Большая фирма может обеспечивать гораздо меньшие средние затраты, чем фирма маленькая. Следовательно, цена на ее продукт может быть ниже, чем у маленькой фирмы. Поэтому одна фирма способна полностью удовлетворить рыночный спрос на данный вид товара по цене более низкой, чем цена конкурента.

Искусственной монополией называется ситуация, при которой нет причин для естественной монополии, но в отрасли существует всего одна фирма, так как один предприниматель некоторым образом получает контроль над всей отраслью.

Причины этого могут быть финансовые = если один богатый предприниматель может (честным путем или хитростью) скупить все остальные фирмы в отрасли и превратиться в единственного производителя данного продукта.

Причиной может быть обладание уникальным ресурсом илитехнологией. Например, если одна фирма владеет единственным источником минеральной воды в хозяйстве, она становится единственным продавцом этого блага. Или если только одна фирма обладает знанием технологического секрета, необходимого для производства некоторого блага, а другие нет.

124 общенаучные методы принятия управленческих решений; традиционные способы принятия управленческих решений на основе обработки статистической информации;

К общенаучным относятся исторический и системный подходы, моделирование, экспериментирование, экономико-математические и социологические измерения и т.д.

1) Например, моделирование базируется на использовании моделей. В практике управления широко используются модели процесса принятия решений. Моделирование собственно процесса принятия решений позволяет сделать существенный шаг в сторону количественных оценок результатов принимаемых решений. При этом роль качественного (неколичественного) анализа не принижается.

Решение, найденное с помощью моделирования ситуации принятия решения, необходимо проанализировать с точки зрения полноты учтенных в ней факторов и, в случае необходимости, внести коррективы либо уточнить соответствующим образом используемую модель.

При принятии особо важных решений могут использоваться несколько моделей, описывающих ситуацию принятия решения с разных сторон.

Окончательное решение принимается на основании сопоставления результатов, полученных с использованием различных моделей ситуации.

При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах таких моделей:

– ситуация принятия решения;

– время для принятия решения;

– ресурсы, необходимые для принятия решения;

– ресурсы, которыми располагает организация;

– система управляемых факторов;

– система неуправляемых факторов;

– система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами;

– альтернативные варианты решений;

– система критериев (оценочная система) для оценки результатов принимаемых решений.

Важно, чтобы используемая в процессе принятия управленческого решения модель была адекватна ситуации принятия решения. Это означает, что модель должна соответствовать:

– структуре и свойствам объекта управления;

– особенностям и возможностям создания используемых методов моделирования и экспериментов, проводимых на базе используемых моделей;

– требованиям решаемой управленческой задачи.

Модели процесса управления различаются между собой. Но никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Однако профессионально разработанная модель отличается тем, что позволяет учесть наиболее существенные из них.

Поскольку один из основных аспектов управления организацией — распределение ресурсов, а определение первоочередности решения проблем, стоящих перед организацией, и есть, по существу, задача рационального распределения ресурсов, то модель определения первоочередных проблем целесообразно рассматривать как модель оптимального распределения ресурсов, исходя из сравнительной экономической эффективности заказов и проблем, соответственно выполняемых или решаемых организацией.

2) Эксперимент (от лат. experimentum – проба, опыт) – один из основных методов научного познания. Он предполагает активное вмешательство в ситуацию со стороны исследователя, который осуществляет планомерное изменение одного или нескольких факторов и регистрирует изменения в изучаемом объекте. С помощью эксперимента проверяют те или иные гипотезы, нововведения и изменения в системе управления предприятием.

Эксперимент по управленческим нововведениям должен иметь следующие виды обеспечения:

– научное и методологическое обеспечение, состоящее из обоснования необходимости проведения эксперимента, формулирования его целей, задач и содержания, разработки гипотез, идей, теоретических положений, требующих экспериментальной проверки, разработки принципов и условий проведения и т.д.;

– организационное обеспечение, предусматривающее необходимость выбора объектов экспериментирования и контроля, разработки инструктивных материалов по порядку проведения эксперимента, его срокам, процедурам, участникам, распределению ответственности между ними и т.д.;

– методическое обеспечение, т.е. разработку комплекса методических материалов по всем аспектам проводимого эксперимента в рамках этапов подготовки, проведения, анализа, оценки результатов, принятия решений;

– кадровое и социальное обеспечение, предусматривающее специальную подготовку кадров для участия в эксперименте и привлечение специалистов других профилей для обеспечения комплексности, а также проведение инструктивных и разъяснительных совещаний с участниками эксперимента;

– информационное и управленческое обеспечение, дающее ясное представление об объеме и содержании необходимой информации, о возможностях механизации и автоматизации информационных процедур, а также о процессе управления экспериментом;

– экономическое обеспечение, в состав которого входит определение условий финансирования и необходимых ресурсов по видам, а также разработка вопросов стимулирования участников эксперимента.

Можно выделить три возможных результата управленческого эксперимента:

– управленческое решение о принятии или об отрицательной оценке проверяемого нововведения;

– формулировка, научное и практическое обоснование новых теоретических и методических положений науки управления;

– развитие системы методов научного менеджмента, повышение их научной обоснованности.

3) Социологические методы. Эти методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом и позволяют обоснованно принимать кадровые решения.

Анкетирование позволяет собирать необходимую информацию путем массового опроса.

Интервьюирование предполагает получение необходимой информации в ходе беседы.

Социометрический метод незаменим при анализе деловых и дружеских взаимосвязей в коллективе.

Метод наблюдения позволяет выявить качества сотрудников, которые подчас обнаруживаются лишь в неформальной обстановке.

Для принятия оптимальных решений применяются следующие методы:

платежная матрица;

дерево решений;

методы прогнозирования.

Платежная матрица – один из методов статистической теории решений, оказывающий помощь руководителю в выборе одного из нескольких вариантов. Особенно полезен в ситуации, когда руководитель должен установить, какая стратегий в наибольшей мере будет способствовать достижению целей. В самом общем виде матрица означает, что платеж зависит от определенных событий, которые фактически совершаются. Если событие или состояние природы не случается на деле, платеж неизменно будет другим.

В целом платежная матрица полезна, когда:

имеется разумно ограниченное число альтернатив или вариантов стратегии для выбора между ними.

то, что может случиться, с полной определенностью не известно.

Результаты принятого решения зависят от того, какая именно выбрана альтернатива, и какие события в действительности имеют место.

Дерево решений – метод науки управления – схематичное представление проблемы принятия решений – используется для выбора наилучшего направления действий из имеющихся вариантов.

Метод дерева решений может применяться как в ситуациях, в которых применяется платежная матрица, так и в более сложных ситуациях, в которых результаты одного решения влияют на последующие решения. То есть дерево решений – удобный метод для принятия последовательных решений.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: