Практическое задание. 35равновесие в сфере производства общественных благ; выявление предпочтений, налог Кларка-Гроувса)


35 равновесие в сфере производства общественных благ; выявление предпочтений, налог Кларка-Гроувса)

В случае коллективного или общественного блага все должны потреблять один и тот же объём этого блага. Каждая дополнительная единица такого блага приносит пользу не одному, а всем потребителям. Поэтому предельная общественная полезность каждой единицы коллективного (общественного) блага есть сумма предельных полезностей для всех потребителей:. Величина общественного спроса на коллективное (общественное) благо есть в то же время и величина индивидуального спроса каждого из n потребителей:. Оптимальный выпуск общественного блага, как и частного, определяется равенством предельной общественной выгоды предельным общественным издержкам: MBS = MCS. Кривая общественного спроса на коллективное (общественное) благо строится путём вертикального суммирования предельных полезностей всех потребителей при каждом объёме этого благ.

Условие эффективности при производстве коллективных или общественных благ требует, чтобы сумма предельных готовностей платить всех пользующихся данным благом потребителей была равна предельным издержкам предоставления дополнительной единицы этого блага:. Равновесие достигается, если каждый потребитель уплачивает за коллективное благо ту сумму, которая отражает получаемую им предельную полезность.

Выявление предпочтений – это предоставление информации поставщику общественных благ о том, как оценивается потребителем польза от потребления этих благ.
Выявив предпочтения, можно определить необходимые масштабы производства того или иного общественного блага. Но для любого правительства получение реальных оценок общественного блага является проблемой. Эта проблема связана с тем, что потребители общественного блага не уверены в том, что их платежи, определяемые правительством, соответствуют их оценкам полезности общественного блага.
Представим ситуацию, когда потребители платят суммы, не связанные с их оценками полезности благ. В этом случае они склонны использовать возможность повлиять на результат выявления предпочтений, завышая свои оценки либо занижая их. Например, тот, кто считает необходимым разбить в городе общественный парк и активно отстаивает такую идею, может преувеличивать оценку полезности парка, надеясь, что это поможет реализовать данный проект.
Другой пример – жители, которые выступают против расширения проходящей недалеко автомагистрали. Определяя ценность проекта расширения дороги, они склонны недооценивать этот проект, надеясь, что это поможет им не допустить его к реализации. Таким образом, из приведенных примеров видно, что оценки общественных благ осуществляются исходя из того, что никто не думает, что он будет платить в соответствии со своими оценками. Предполагается также, что никто не будет наказан за предоставление недостоверной информации.
Проблема предоставления недостоверной информации при выявлении предпочтений похожа на проблему безбилетника. Даже те, кто высоко оценивает данное общественное благо, склонны его недооценивать, так как стремятся снизить сумму платежей, которую они должны внести в качестве своего вклада в производство блага. Следовательно, при выявлении предпочтений по общественным благам оценки полезности блага могут быть неверными. Это приведет к недопроизводству или перепроизводству блага в зависимости от того, недооценивают или переоценивают его потребители, осуществляя коллективный выбор.

Одно из существующих решений проблемы предоставления недостоверной информации при выявлении предпочтений – это введение специального налога, так называемого налога Кларка (по имени автора идеи).

Налог Кларка предназначен для того, чтобы было выгодно предоставлять достоверную информацию при выявлении предпочтений.

При этом каждый индивидуум ставится в такое положение, когда его влияние на принятие решения обособляется и становится решающим. Процедура организации такого налога является практически сложной, поэтому возможность введения подобного налога представляет лишь теоретический интерес.
Итак, мы рассмотрели сбой рынка с позиций экономической эффективности в случае с общественными благами. Свойство несоперничества этих благ изменяет условия для определения оптимального объема производства общественных благ. Приходится принимать во внимание полезность общественного блага для всех потенциальных потребителей. Отсутствие адекватного коллективного выбора ведет к неэффективному результату.
Вторая характеристика общественных благ – неисключаемость означает, что возможно потреблять благо, не платя за это. Данное обстоятельство делает невозможным производство общественного блага частными фирмами.
Корректировка данного сбоя рынка – решение проблемы производства общественных благ – является сложным делом. Для обеспечения производства общественного блага в рамках государственного сектора необходимо выявление предпочтений потенциальных потребителей. Вместе с тем существует стремление потребителей скрывать свои истинные предпочтения и оценки, что влияет на определение объемов производства общественных благ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: