Стратегии понимания текста

Стратегии понимания текста были подробно описаны Ван Дейком и Кинчем в работе «Стратегии понимания связного текста». Авторы предлагают модель понимания текста, которая описывается как оперативная динамическая, процессно-ориентированная, стратегическая. Это означает, что данная модель ориентируется не на описание одного уровня, а на комплексность описания. Под стратегиями авторы понимают часть нашего общего знания. Это знания о процессах понимания. Стратегии представляют собой эффективные рабочие гипотезы относительно правильной структуры и значения текста. В ходе дальнейшего анализа эти гипотезы могут изменяться. Гибкость использования стратегий зависит от наличных когнитивных структур, таких как знания, умения, установки индивида, использовавшего язык.

Виды стратегий:

1) Пропозициональные – предполагают конструирование пропозиций на основе значений слов. В этом случае элементы смысла складываются в цепочки из двух компонентов.

2) Стратегии локальной связанности – установление значимых связей между предложениями текста. Отдельные пропозиции группируются в более крупные фрагменты текста, т.е. сложные синтаксически целые абзацы.

3) Макростратегии – объединения отдельных фрагментов текста в целостный текст и выведение макроструктуры текста, т.е. того, что обычно называют сутью, темой текста.

4) Схематические – выведение композиционной структуры текста: завязка, развитие, кульминация, развязка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: