Тема «Динамика развития конфликта»

1. Форма организации занятия: практическое (семинарское) занятие.

2. Значение изучения темы. Формирование представления о динамике развития конфликта, социальных и психологических составляющих конфликта.

3. Цели обучения:

- общая:

1) обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)

- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14)

2) обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:

- знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умением применять их на практике (ПК-39)

- умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69)

- учебная:

1) знать понятие динамики развития конфликта и его составляющие;

2) уметь использовать знания о динамике развития социального конфликта при решении ситуационных задач;

3) владеть навыками оценки динамики развития социальных конфликтов с учетом его стадий и фаз.

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний: тестирование

1. Конфликт — это

а) борьба мнений

б) спор, дискуссия по острой проблеме

в) противоборство на основе столкновения противоположно направленных мотивов или суждений

г) соперничество, направленное на достижение победы в споре

д) столкновение противоположных позиций

2. Противоборство — это

а) открытое высказывание несогласия по какому-либо вопросу

б) столкновение интересов

в) нанесение взаимного ущерба

г) борьба мнений

д) соперничество по поводу какого-либо предмета

3. Необходимыми и достаточными условиями возникновения конфликта между субъектами социального взаимодействия являются

а) наличие у них противоположных суждений или мотивов и желание хотя-бы одного из них одержать победу над другим

б) наличие у них противоположно направленных мотивов или суждений, а также состояние противоборства между ними

в) наличие у них противоположных позиций и активные действия обеих сторон по достижению своих позиций

г) наличие у них противоположно направленных мотивов и открытые заявления о своих требованиях

д) наличие противоположных интересов у каждого из них и отсутствие возможностей по их реализации

4. Конфликтная ситуация — это

а) случайные столкновения интересов субъектов социального взаимодействия

б) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для противоборства между ними

в) процесс противоборства между субъектами социального взаимодействия, направленный на выяснение отношений

г) причина конфликта

д) этап развития конфликта

5. Причина конфликта — это

а) противоположные мотивы субъектов социального взаимодействия

б) стечение обстоятельств, которые проявляют конфликт

в) явления, события, факты, ситуации, которые предшествуют конфликту и при определенных условиях деятельности субъектов социального взаимодействия вызывают его

г) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними

д) то, из-за чего возникает конфликт

6. То, из-за чего возникает конфликт — это

а) мотивы конфликта

б) позиции конфликтующих сторон

в) предмет конфликта

г) стороны конфликта

д) образ конфликтной ситуации

7. Образ конфликтной ситуации — это

а) то, из-за чего возникает конфликт

б) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия предмета конфликта

в) истинные внутренние побудительные силы, подталкивающие субъект социального взаимодействия к конфликту

г) то, о чем заявляют друг другу конфликтующие стороны

д) субъективное отражение в сознании субъектов конфликтного взаимодействия целей конфликта

8. Инцидент — это

а) стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта

б) истинная причина конфликта

в) накопившиеся противоречия, связанные с деятельностью субъектов социального взаимодействия, которые создают почву для реального противоборства между ними

г) то, из-за чего возникает конфликт

д) необходимое условие конфликта

9. Стороны конфликта — это

а) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта или поддерживающие (явно или неявно) конфликтующих

б) только субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта

в) конкретные личности, находящиеся в состоянии конфликта

г) субъекты социального взаимодействия, находящиеся в состоянии конфликта, и посредник (медиатор)

д) конфликтующие стороны в переговорном процессе по разрешению конфликта

10. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две личности, в основе его лежат объективные противоречия и он способствует развитию соответствующей социальной системы

а) межличностному бурному и быстротекущему

б) межличностному, конструктивному

в) межличностному, экономическому

г) острому и длительному

д) деструктивному

4.2. Основные понятия и положения темы: разбор таблицы и подбор примеров типов конфликтогенов

Характер конфликтогена Форма проявления
Прямое негативное отношение Приказание, угроза; замечание, критика; обвинение, насмешка; издевка, сарказм
Снисходительное отношение Унизительное утешение; унизительная похвала; упрек; подшучивание
Хвастовство Восторженный рассказ о своих реальных и мнимых успехах
Менторские отношения Категоричные оценки, суждения, высказывания; навязывание своих советов, своей точки зрения; напоминание о неприятном; нравоучения и поучения
Нечестность и неискренность Утаивание информации; обман или попытка обмана; манипуляции сознанием человека
Нарушения этики Причиненные случайно неудобства без извинения; игнорирование партнера по общению (не поздоровался, не пригласил сесть, не проявил внимания, продолжает заниматься посторонними делами и т. п.); перебивание собеседника; перекладывание ответственности на другого человека
Регрессивное поведение Наивные вопросы; ссылки на других при получении справедливого замечания; пререкания

4.3. Самостоятельная работа на занятии: решение ситуационных задач в группах

Задача 1

Определите природу конфликта в следующей ситуации. Руководитель принял на работу неподготовленного работника, не согласовав это с заместителем, у которого тот в подчинении. Вскоре выясняется неспособность принятого работника выполнять свою работу. Заместитель представляет руководителю докладную записку об этом. Руководитель тут же рвет данную записку.

Задача 2

Определите природу конфликта в следующей ситуации. При распределении премии начальник не выделил ее одному из подчиненных. Оснований для депремирования не было. На вопрос подчиненного руководитель не смог объяснить причины, сказал только: «Это я вас учу».

Задача 3

Определите природу конфликта в следующей ситуации. Беседуя с претендентом на вакантную должность, руководитель дает обещание в дальнейшем повысить его в должности. Вновь принятый с воодушевлением приступает к работе, проявляя высокую работоспособность и добросовестность. Руководство постоянно увеличивает нагрузку, не прибавляя зарплату и не повышая в должности. Спустя некоторое время работник начинает проявлять признаки недовольства... Назревает конфликт.

Задача 4

Определите природу конфликта в следующей ситуации. Начальник сообщает подчиненному, что в следующем месяце отправляет его на курсы повышения квалификации. Подчиненный отказывается, ссылаясь на то, что до пенсии ему осталось полтора года.

Задача 5

Определите природу конфликта в следующей ситуации. Работник, достигший пенсионного возраста, жалуется начальнику, что мастер выживает его с работы. Мастер клянется, что ни малейшего повода для этого не дает. Работник же продолжает жаловаться.

Задача 6

Определите природу конфликта в следующей ситуации. Начальник участка дает задание рабочему. Тот отказывается, мотивируя свой отказ тем, что эта работа требует более высокого разряда и, добавляя при этом, что ему уже пять лет не повышают разряд.

Задача 7

Определите природу конфликта в следующей ситуации. На совещании один из подчиненных, не выдержав нажима руководителя, в полушутливой форме обратил на этот нажим внимание. Руководитель не нашелся, что сказать, но после этого случая стал действовать еще более жестко, особенно в отношении «шутника».

5. Домашнее задание:

1) Подбор упражнений на развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях (по 1 упражнению).

2) Подготовка докладов «Внутриличностный конфликт и суицид», «Внутриличностный конфликт и невроз», «Сущность стресса и его связь с внутриличностным конфликтом».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: