Тема «Предмет и функции конфликтологии»

Красноярский институт железнодорожного транспорта

- филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Иркутский государственный университет путей сообщения»

Кафедра «Гуманитарные дисциплины»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К АУДИТОРНЫМ ПРАКТИЧЕСКИМ (СЕМИНАРСКИМ) ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «КОНФЛИКТОЛОГИЯ»

Направление подготовки «Управление персоналом» (очная форма)

Автор: д.псх.н., профессор Логинова И.О.

Красноярск 2014

Тема «Предмет и функции конфликтологии»

1. Форма организации занятия: практическое (семинарское) занятие.

2. Значение изучения темы. Формирование представления о предмете и функциях конфликтологии.

3. Цели обучения:

- общая:

1) обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)

2) обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:

- знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умением применять их на практике (ПК-39)

- учебная:

1) знать предмет и задачи конфликтологии как науки и учебной дисциплины, основные этапы развития конфликтологии, основные виды и функции конфликтов;

2) уметь использовать знания конфликтологии в собственной учебной деятельности и личной жизни, применять полученные знания в процессе анализа ситуаций;

3) владеть навыками дифференциации и анализа конфликтов с учетом гендерных, возрастных, индивидуально-типологических характеристик человека.

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний: вопросы для обсуждения

1) Могла ли конфликтология возникнуть до XX века? (Ответ обоснуйте.)

2) Почему конфликтологическая мысль развивалась в рамках философии?

3) Какие факторы лежали в основе эволюции конфликтологических взглядов в истории философии?

4) Все ли из перечисленных выше наук играют одинаковую методологическую роль по отношению к конфликтологии?

5) Что такое «социология конфликта» и «психология конфликта»? Какова их взаимосвязь?

6) Какова связь между принципами и методами исследования конфликтов?

4.2. Основные понятия и положения темы.

Заслушивание докладов «Современные проблемы развития конфликтологии» и «Виды конфликтов»

4.3. Самостоятельная работа на занятии: тестирование

1. Конфликтология как относительно самостоятельная теория возникла

а) в конце XIX века

б) в начале XX века

в) в 30-е годы XX века

г) в конце 50-х годов XX века

д)в 70-е годы XX века

2. Становление конфликтологической практики происходит

а) в конце XIX века

б) в 70-е годы XX века

в) в начале 50-х годов XX века

г) в 30-е годы XX века

д) в 80-е годы XX века

3. Возникновение конфликтологии как относительно самостоятельной теории связано с работами

а) К. Маркса и Ф. Энгельса, О. Конта

б) П. Сорокина, Г. Зиммеля, 3. Фрейда

в) Р. Дарендорфа, Л. Козера, М. Дойча, М. Шерифа

г) В. Линкольна, Л. Томпсона, Д. Скотт

д) Р. Фишера, У. Юри, К. Томоса

4. Методику ПОИР (Постепенных и обоюдных инициатив по разрядке напряженности) разработал

а) Ч. Освуд

б) В. Линкольн

в) Л. Томпсон

г) Р. Фишер;

д) Ш. и Г. Боуэр

5. Гарвардский метод «принципиальных переговоров» разработали

а) Д. Скотт и Ш. и Г. Боуэр

б) К. Томас и Р. Киллмен

в) М. Шериф и Д. Рапопорт

г) В. Линкольн и Л. Томпсон

д) Р. Фишер и У. Юри

6. Первые учебные заведения по подготовке специалистов-медиаторов появились

а) в США(70-80-х годах)

б) вСША(60-х годах)

в) в Германии (70-х годах)

г) в Австралии(80-х годах)

д) в России (конец 80-х годов)

7. Первый международный центр разрешения конфликтов был создан

а) в 1972 г. в США

б) в 1986 г. в Австралии

в) в 1989 г. в Германии

г) в 1985 г. в Швейцарии

д) в 1992 г. в России

8. В России центр по разрешению конфликтов был создан

а) в Москве в 1992 г.

б) в Санкт-Петербурге в 1993 г.

в) в Сочив 1995 г.

г) во Владивостоке в 1993 г.

д) в Твери в 1998 г.

9. Предметом конфликтологии являются

а) конфликты

б) закономерности и механизмы возникновения конфликтов, а также принципы и технологии управления ими

в) любые столкновения

г) механизмы поведения личности в конфликте и технологии переговорного процесса по разрешению конфликта

д) законы противоборства субъектов социального взаимодействия

10. Какой из приведенных методов относится к группе методов управления конфликтами

а) социологический метод

б) метод тестирования

в) метод картографии

г) метод наблюдения

д) метод эксперимента

5. Домашнее задание:

1) Подготовка к деловой игре «Жалоба».

Самостоятельно изучить литературу и уяснить основные понятия: «конфликт», «структура конфликта», «субъекты конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиция в конфликте». Быть готовыми на следующем занятии продемонстрировать в ходе деловой игры умение использовать различные методы изучения и анализа конфликтов: наблюдение, анализ результатов деятельности, беседа, экспертный опрос и др.

2) Вопросы для подготовки:

- Изобразите графически структуру конфликта.

- Дайте определения основных структурных элементов конфликта: «стороны конфликта», «предмет конфликта», «образ конфликтной ситуации», «мотивы конфликта», «позиции конфликтующих сторон».

- Дайте характеристику конфликта как социального феномена.

- Приведите классификацию конфликтов.

- Дайте определение причин конфликта.

- Приведите классификацию причин конфликта.

- Дайте определения понятий: «конфликтная ситуация» и «инцидент».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: