1. Форма организации занятия: практическое (семинарское) занятие.
2. Значение изучения темы. Формирование представления о конфликте как явлении системы социальных отношений.
3. Цели обучения:
- общая:
1) обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:
- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)
- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14)
2) обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:
- знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умением применять их на практике (ПК-39)
- умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69)
- владением навыками диагностики и управления конфликтами и стрессами (ПК-70)
- способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71)
|
|
- учебная:
1) знать место конфликта в системе социальных отношений;
2) уметь использовать знания об особенностях социального конфликта при решении ситуационных задач;
3) владеть навыками профилактики внутриличностных конфликтов для предотвращения суицидальных и невротических последствий, а также предупреждения и профилактики личной профессиональной деформации и профессионального выгорания.
4. План изучения темы:
4.1. Контроль исходного уровня знаний: заслушивание докладов «Внутриличностный конфликт и суицид», «Внутриличностный конфликт и невроз», «Сущность стресса и его связь с внутриличностным конфликтом» и формирование глоссария по теме.
4.2. Основные понятия и положения темы: дидактическая игра «Фрустрирующие ситуации»
Цель игры. Закрепление у студентов навыков выявления конфликтных ситуаций в процессе социального взаимодействия в нестандартных жизненных ситуациях, развитие навыков и умений эффективного общения в сложных ситуациях.
Порядок проведения игры. Обучаемым выдаются рисунки, на которых изображены два человека. То, что говорит первый человек, написано в квадрате слева. Обучаемые должны записать свои варианты ответа за другого человека. Затем преподаватель организует обсуждение вариантов ответа.
Примеры рисунков:
4.3. Самостоятельная работа на занятии: представление студентами упражнений
5. Домашнее задание:
1) Выполнение упражнений:
Упражнение 1
Умение реагировать на хамство, сохраняя при этом чувство собственного достоинства, можно тренировать во время поездок в общественном транспорте, в магазине, на рынках и в других общественных местах. Заставьте себя молчать, когда вас задевают в мелком конфликте, например в трамвайной ссоре. Научитесь отвлекаться от таких «сцен» приятными воспоминаниями или наблюдением за пейзажем и т. п. Вскоре вы почувствуете преимущество такого поведения — вы избежите конфликта и сохраните честь и достоинство.
|
|
Упражнение 2
Вспомните конфликтные ситуации на улице, в общественном транспорте, в учреждениях сферы обслуживания и т. п., свидетелями которых вы были, и проанализируйте их, ответив на следующие вопросы:
1. По какой формуле шло развитие конфликта?
2. Кто был инициатором конфликта и какой конфликтоген он применил первым?
3. Как ответил на конфликтоген второй участник конфликта?
4. Можно ли было избежать этого конфликта и каким образом?
2) Подготовка докладов «Прогнозирование конфликтов и оценка их функциональной направленности», «Предупреждение или стимулирование конфликта», «Регулирование конфликта», «Разрешение конфликта».
3) Подготовка к дидактической игре «Оценка глубины конфликта».