Тема «Основные методы разрешения конфликтов»

1. Форма организации занятия: практическое (семинарское) занятие.

2. Значение изучения темы. Формирование представления о методах разрешения конфликтов с учетом особенностей реагирования.

3. Цели обучения:

- общая:

1) обучающийся должен обладать общекультурными компетенциями:

- знанием базовых ценностей мировой культуры и готовностью опираться на них в своем личностном и общекультурном развитии (ОК-1)

- способностью диагностировать и анализировать социально-экономические проблемы и процессы в организации (ОК-14)

- способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловая переписка, электронные коммуникации (ОК-20)

2) обучающийся должен обладать профессиональными компетенциями:

- знанием основ возникновения и разрешения трудовых споров и конфликтов в коллективе и умением применять их на практике (ПК-39)

- умением обеспечивать соблюдение этических норм взаимоотношений в организации (ПК-69)

- способностью обеспечивать предупреждение и профилактику личной профессиональной деформации и профессионального выгорания (ПК-71)

- способностью участвовать в реализации программы организационных изменений (в том числе в кризисных ситуациях) в части решения задач управления персоналом, способностью преодолевать локальное сопротивление изменениям (ПК-78)

- учебная:

1) знать методы разрешения социальных конфликтов, стили реагирования в конфликте;

2) уметь использовать знания о методах разрешения конфликтов при решении ситуационных задач;

3) владеть навыками разрешения социальных конфликтов с учетом стилей реагирования в конфликте.

4. План изучения темы:

4.1. Контроль исходного уровня знаний: тестирование.

1. УПРАВЛЕНИЕ КОНФЛИКТАМИ — ЭТО

а) целенаправленное воздействие на процесс его динамики

б) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс его динамики в интересах развития или разрушения той социальной системы, к которой имеет отношение данный конфликт

в) целенаправленное воздействие на конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними

г) целенаправленное, обусловленное объективными законами воздействия на процесс формирования адекватного образа конфликтной ситуации у конфликтующих в интересах снижения уровня напряженности между ними

д) целенаправленное воздействие на мотивы конфликтующих

2. СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ВКЛЮЧАЕТ

а) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), регулирование, разрешение

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование), разрешение

в) прогнозирование, регулирование, разрешение

г) прогнозирование, анализ, предупреждение, разрешение

д) анализ конфликтной ситуации, прогнозирование, предупреждение, разрешение

3. ПРИЗНАНИЕ РЕАЛЬНОСТИ КОНФЛИКТУЮЩИМИ СТОРОНАМИ, ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА И ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА ВХОДЯТ В СОДЕРЖАНИЕ

а) прогнозирования конфликта

б) предупреждения конфликта

в) стимулирования конфликта

г) регулирования конфликта

д) разрешения конфликта

4. ИНСТИТУЦИАЛИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА — ЭТО

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия

в) форма привлечения общественности для разрешения конфликта

г) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению уставных норм и правил поведения в конфликте

д) обращение к медиатору

5. ЛЕГИТИМИЗАЦИЯ КОНФЛИКТА — ЭТО

а) определение места и времени переговоров по разрешению конфликта

б) создание соответствующих органов и рабочих групп по регулированию конфликтного взаимодействия

в) достижение соглашения между конфликтующими сторонами по признанию и соблюдению установленных норм и правил поведения в конфликте

г) обращение к медиатору

д) придание конфликту широкую огласку

6. ПРИНЦИПАМИ УПРАВЛЕНИЯ КОНФЛИКТАМИ ЯВЛЯЮТСЯ

а) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта, опора на общественное мнение, комплексное использование способов и приемов воздействия

б) гласность, объективность и адекватность оценки конфликта; анализ результатов деятельности, опора на общественное мнение

в) конкретно-ситуационный подход, гласность, опора на положительные качества конфликтующих, применение биографического метода

г) гласность, опора на общественное мнение, учет интересов руководства, прогнозирование

д) прогнозирование, стимулирование, регулирование, разрешение

7. КТО ИЗ НИЖЕПЕРЕЧИСЛЕННЫХ УЧЕНЫХ РАЗРАБОТАЛ МОДЕЛЬ ПРИМЕНЕНИЯ ВЛАСТИ ПО РАЗРЕШЕНИЮ КОНФЛИКТА

а) К. Томас и Р. Киллмен

б) Х. Корнелиус и Ш. Фейр

в) Д. Скотт и Ч. Ликсон

г) М. Дойч и Д. Скотт

д) Р. Фишер и У. Юри

8. ПРЕДПОСЫЛКАМИ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА ЯВЛЯЮТСЯ

а) достаточная зрелость конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта

б) достаточная зрелость конфликта, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон

в) наличие необходимых ресурсов и средств для разрешения конфликта, потребность субъектов конфликта в его разрешении, коллективная форма деятельности

г) высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности, лидерство в группе

д) стиль руководства, высокий авторитет одной из конфликтующих сторон, коллективная форма деятельности.

9. ЧТО ОТНОСИТСЯ К ФОРМЕ РАЗРЕШЕНИЯ КОНФЛИКТА

а) порицание, юмор, убеждение, уступка

б) уступка, компромисс, уход, сотрудничество

в) требования, критика, убеждение, юмор

г) уступка, требования, убеждение, критика

д) подчинение; примирение; убеждение, согласование

10. КАКИЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТОМ АДЕКВАТНЫ НА ЭТАПЕ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ

а) прогнозирование и предупреждение (стимулирование)

б) прогнозирование, предупреждение (стимулирование) и регулирование

в) только прогнозирование

г) только предупреждение (стимулирование)

д) только регулирование

4.2. Основные понятия и положения темы:

1) Проверка выполнения теста «Стратегии поведения в конфликте» и разделение группы на подгруппы по типу реагирования.

2) Решение ситуационных задач в группах

Ситуация 1

Вы получили одновременно два срочных задания: от вашего непосредственного начальника и вашего вышестоящего начальника. Времени для согласования сроков выполнения заданий у вас нет, необходимо срочно начать работу.

Выберите предпочтительное решение.

A. В первую очередь начну выполнять задание того, кого больше уважаю.

Б. Сначала буду выполнять задание наиболее важное, на мой взгляд.

B. Сначала выполню задание вышестоящего начальника.

Г. Буду выполнять задание своего непосредственного начальника.

Ситуация 2

Между двумя вашими подчиненными возник конфликт, который мешает им успешно работать. Каждый из них в отдельности обращался к вам с просьбой, чтобы вы разобрались и поддержали его позицию. Выберите свой вариант поведения в этой ситуации.

A. Я должен пресечь конфликт на работе, а разрешать конфликтные ситуации — это их личное дело.

Б. Лучше всего попросить разобраться в конфликте представителей общественных организаций.

B. Прежде всего лично попытаться разобраться в мотивах конфликта и найти приемлемый для обоих способ примирения.

Г. Выяснить, кто из членов коллектива служит авторитетом для конфликтующих, и попытаться через него воздействовать на этих людей.

Ситуация 3

В самый напряженный период завершения производственного задания в бригаде совершен неблаговидный поступок, нарушена трудовая дисциплина, в результате чего допущен брак. Бригадиру неизвестен виновник, однако выявить и наказать его надо.

Как бы вы поступили на месте бригадира? Выберите приемлемый для вас вариант решения.

А. Оставлю выяснение фактов по этому инциденту до окончания выполнения производственного задания.

Б. Заподозренных в проступке вызову к себе, круто поговорю с каждым с глазу на глаз, предложу назвать виновного.

В. Сообщу о случившемся тем из рабочих, которым наиболее доверяю, предложу им выяснить конкретных виновных и доложить.

Г. После смены проведу собрание бригады, публично потребую выявления виновных и их наказания.

Ситуация 4

Вам предоставлена возможность выбрать себе заместителя. Имеется несколько кандидатур. Претенденты отличаются следующими качествами.

A. Первый стремится прежде всего к тому, чтобы наладить доброжелательные товарищеские отношения в коллективе, создать на работе атмосферу взаимного доверия и дружеского расположения, предпочитает избегать конфликтов, что не всеми понимается правильно.

Б. Второй часто предпочитает в интересах дела идти на обострение отношений «невзирая на лица», отличается повышенным чувством ответственности за порученное дело.

B. Третий предпочитает работать строго по правилам, всегда аккуратен в выполнении своих должностных обязанностей, требователен к подчиненным.

Г. Четвертый отличается напористостью, личной заинтересованностью в работе, сосредоточен на достижении своей цели, всегда стремится довести дело до конца, не придает большого значения возможным осложнениям во взаимоотношениях с подчиненными.

Ситуация 5

Вам предлагается выбрать себе заместителя. Кандидаты отличаются друг от друга следующими особенностями взаимоотношений с вышестоящим начальником.

A. Первый быстро соглашается с мнением или распоряжением начальника, стремится четко, безоговорочно и в установленные сроки выполнить все его задания.

Б. Второй может быстро соглашаться с мнением начальника, заинтересованно и ответственно выполнять все его распоряжения и задания, но только в том случае, если начальник авторитетен для него.

B. Третий обладает богатым профессиональным опытом и знаниями, хороший специалист, умелый организатор, но бывает неуживчив, труден в контакте.

Г. Четвертый очень опытный и грамотный специалист, но всегда стремится к самостоятельности и независимости в работе, не любит, когда ему мешают.

4.3. Самостоятельная работа на занятии: обучение упражнению (работа в парах).

Аутотренинг: «Первая помощь в острой стрессовой ситуации»

• Первое и главное правило гласит, что в острой стрессовой ситуации не следует принимать никаких решений, равно как и пытаться их принимать (исключение составляют стихийные бедствия, когда речь идет о спасении жизни).

• Прислушайтесь к совету предков: сосчитайте до десяти.

• Займитесь своим дыханием. Медленно вдохните воздух носом и на некоторое время задержите дыхание. Выдох осуществляйте крайне медленно, также через нос, сосредоточившись на ощущениях, связанных с вашим дыханием.

• События могут развиваться двумя путями.

Если стрессовая ситуация застигнет вас в помещении, то напряжение можно снять следующими способами.

• Встаньте, если это нужно и, извинившись, выйдите из помещения. Например, у вас есть возможность пройти в туалет или в какое-нибудь другое место, где вы сможете побыть один.

• Воспользуйтесь любым шансом, чтобы смочить лоб, виски и запястья холодной водой.

• Медленно осмотритесь по сторонам, даже в том случае, если помещение, в котором вы находитесь, хорошо вам знакомо или выглядит вполне заурядно. Переводя взгляд с одного предмета на другой, мысленно описывайте их внешний вид.

• Затем посмотрите в окно на небо. Сосредоточьтесь на том, что видите. Когда вы в последний раз вот так смотрели на небо? Разве мир не прекрасен?!

• Набрав воды в стакан (в крайнем случае, в ладони), медленно, как бы сосредоточенно, выпейте ее. Сконцентрируйте свое внимание на ощущениях, когда вода будет течь по горлу.

• Выпрямитесь, поставьте ноги на ширину плеч и на выдохе наклонитесь, расслабив шею и плечи, так чтобы голова и руки свободно свисали к полу. Дышите глубже, следите за своим дыханием. Продолжайте делать это в течение одной-двух минут. Затем медленно выпрямитесь (действуйте осторожно, чтобы не закружилась голова).

Если стрессовая ситуация застигнет вас где-либо вне помещения, постарайтесь сосредоточенно выполнить следующие упражнения.

• Осмотритесь по сторонам. Попробуйте взглянуть на окружающие предметы с разных позиций, мысленно называйте все, что видите.

• Детально рассмотрите небо, называя про себя все, что видите.

• Найдите какой-нибудь мелкий предмет (листок, ветку, камень) и внимательно рассмотрите его. Разглядывайте предмет не менее четырех минут, знакомясь с его формой, цветом, структурой таким образом, чтобы суметь четко представить его с закрытыми глазами.

• Если есть возможность выпить воды — воспользуйтесь ею — пейте медленно, сосредоточившись на том, как жидкость течет по вашему горлу.

• Еще раз проследите за своим дыханием. Дышите медленно через нос: сделав вдох, на некоторое время задержите дыхание, затем также медленно, через нос, выдохните воздух. При каждом вдохе концентрируйте внимание на том, как расслабляются и опускаются ваши плечи. Приятное ощущение, не правда ли? Насладитесь им!

5. Домашнее задание:

1) Подготовка докладов «Виды общения», «Компоненты общения».

2) Составить глоссарий по теме «Общение».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: