1. Развитие христианской педагогической традиции в Византии
Византия образовалась как государство в 359 г. на территории Восточной Римской империи и была завоевана турками-османами в 1453 г. В период IV-V вв. в Византии в теории и практике воспитания соединялись античные и христианские традиции образования, ценности культуры Ближнего и Среднего Востока. Христианство как новая религия сложилось в I в. в Палестине. В христианском учении был сформулирован идеал человека, определивший логику и содержание образования Византии, средневековой Европы и России, который сводился к воспитанию в человеке самоотречения, смирения, милосердия, взаимопомощи, духовной независимости от мирской власти и подчинения власти Божьей. Среди всех слоев населения число грамотных людей в Византии было довольно велико.
В отличие от средневековой Европы в византийской системе образования влияние церкви было ограниченным, и монастырские школы не получили такого распространения, как на Западе. Вместе с тем уже к VII в. государство стремилось проводить сознательную политику, направленную на изживание традиций античного образования. До 7 лет дети воспитывались в семье, в зажиточных семьях для мальчиков предполагались военная и физическая подготовка, обучение грамоте. Начальное образование осуществлялось в частных школах, которые назывались "пропедиа", дававших навыки чтения, письма и счета. В элементарной школе дети обучались обычно 2-3 года. Средние грамматические школы были частными, государственными и церковными. Программа средней школы называлась термином "педиа", затем "энциклиоспедиа" - всестороннее воспитание и включала "семь свободных искусств", литературу, древние языки, философию. Основой содержания образования в средней школе была литературная образованность, поэтому предметы квадриума изучались немногими. Начальные и средние школы были небольшими, рассчитанными на 20-40 учеников с одним учителем, в процессе преподавания педагогу помогали наиболее способные старшие ученики. На протяжении VII-XI вв. в Византии неоднократно предпринимались попытки создания высших школ наподобие европейских университетов на основе античных образовательных учреждений повышенного типа. Школьное образование было предназначено для мужчин, женщины получали воспитание, сравнимое по уровню с общественным, в семье.
|
|
Система церковного образования была основана на особом типе взаимоотношений учителя и ученика, базирующемся на духовном единении, послушании и наставничестве. Первые церковные школы появились в VI в. и представляли собой школы богословия, где весь процесс обучения строился на основе изучения Священного Писания. Монастырские школы Византии достигли расцвета в XV в.
|
|
Педагогические идеи Византии были изложены в трактате Иоанна Златоуста (350-407) "О тщеславии и о воспитании детей", в котором рассматривались основные принципы христианского обучения и воспитания. Иоанн Златоуст считал, что главными методами в обучении должны стать беседа и наставление, в воспитании - увещевание, совет, предостережение, однако он не исключал и воздействия страхом. Вместе с тем мыслитель полагал, что цель воспитания должна быть аскетической, суровой, монашеской, поскольку земные блага малоценны, следует стремиться к духовному, возвышенному, небесному идеалу благочестия. По мнению Иоанна Златоуста, главной учебной книгой должна стать Библия.
2. Строение и возрастные особенности сердечно-сосудистой системы человека
Количество крови у взрослого человека составляет в среднем 7% от веса тела, у новорожденных оно колеблется от 10 до 20% веса тела, у грудных детей - от 9 до 13%, а у детей с 6 до 16 лет - относительно постоянно, на уровне 7%.
Чем младше ребенок, тем выше его обмен веществ и тем больше количество крови на 1 кг веса тела. Количество крови у мальчиков и мужчин относительно больше, чем у девочек и женщин.
Плазма составляет у взрослых 55 - 60% общего объема крови, а у новорожденных - меньше 50% из-за большого объема эритроцитов.
У ребенка 1 года средний вес сердца 60 г. в 5 лет - 100 г. в 10 лет -185 г. в 15 лет - 250 г. С возрастом увеличивается также объем сердца. Формирование нервного аппарата сердца полностью заканчивается к 14 годам. В раннем детстве сердце отличается повышенной жизнестойкостью.
Частота сердцебиений с возрастом уменьшается, а систолический объем сердца увеличивается. Диспропорция между ростом сердца, аорты и ростом всего тела приводит к появлению функциональных шумов, которые с возрастом проходят.
Аорта и артерии детей отличаются большой эластичностью, способностью деформироваться без разрушения ее стенок. Эластичность артерий у детей облегчает работу сердца. До 10 лег особенно быстро возрастает толщина сосудов. До 12 лет интенсивно развиваются крупные артерии, а мелкие медленно. К 12 годам строение стенок артерий почти такое же, как у взрослых.
Кровь у детей движется быстрее, чем у взрослых, так как работа сердца относительно больше, а кровеносные сосуды короче. Большая скорость движения крови обеспечивает лучшие условия кровоснабжения органов.
Артериальное кровеносное давление детей значительно ниже, чем взрослых, кроме того, существуют половые и индивидуальные различия, но у одного и того же ребенка в покое оно относительно постоянно. Наименьшее кровяное давление у новорожденных. Максимальное кровяное давление до 5 лет у мальчиков и девочек одинаковое. В период полового созревания у юношей оно выше чем у девушек.
3. Профессиональная и квалификационная характеристики. Профессиограмма
Профессиональная характеристика является описательной моделью профессии. Она определяет конечные цели профессиональной подготовки.
Профессиональная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии, требования к отдельным специальностям.
Профессиональная характеристика предназначена:
o для научно-обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям;
o для разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки;
o для организации работы по профориентации;
o для определения форм повышения квалификации рабочих.
Структура и параметры профессиональной характеристики обеспечивают эквивалентность требований к уровню подготовки профессиональных кадров на всей территории РФ.
|
|
Профессиональная характеристика разрабатывается на профессии и специальности федерального Перечня профессий и отражает:
· название профессии;
· интегрируемые специальности;
· номер профессии по Перечню;
· назначение и сферу применения профессии;
· основные виды деятельности в рамках профессии и группируемых специальностей;
· теоретические основы профессиональной деятельности (требования к знаниям);
· требования к личности рабочего (служащего), к уровню его общего образования;
· специфические требования.
Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены работниками образовательных учреждений с учётом региональных и местных особенностей, с учётом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей.
При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям.
Для дополнения профессиональной характеристики используются следующие дополнительные источники: квалификационные характеристики, профессиограммы, данные изучения трудовых процессов, характерных для данной профессии, на местных предприятиях, организациях, учреждениях.
Квалификационная характеристика – это государственный документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и умениям, обеспечивающим определённый уровень квалификации по конкретной профессии.
Квалификационные характеристики содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС), занятых в различных отраслях промышленности, сельском хозяйстве, сфере услуг. Справочник составлен и регулярно дополняется на основе изучения содержания трудовых процессов и организации труда рабочих на передовых предприятиях, в организациях всех отраслей экономики.
Квалификационная характеристика включает обязательные разделы:
– «Должен уметь»;
– «Должен знать»;
Квалификационная характеристика иногда заменяется профессионально-квалификационной характеристикой. Её называют профессиограммой. Она включает в себя описание:
|
|
o социально-экономической характеристики профессии, значения профессии для народного хозяйства, тенденций её развития;
o предметов, средств, продуктов, технологий и условий труда;
o содержания труда, трудовых функций рабочего;
o требований производства к общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовке рабочего;
o уровней квалификации (диапазона тарификации);
o психофизиологических особенностей профессии.
Профессиограмма более точно определяет содержание подготовки рабочих (служащих). Профессиограмма может способствовать более правильной организации учебного процесса.
Составление профессиограмм трудоёмко. Они разработаны для ограниченного круга профессий.