Билет 19 К традиционным технологиям обучения относят

1. Педагогическая теория И. Гербарта

Немецкий философ, педагог, психолог, математик Иоганн Фридрих Гербарт (1776-1841) стал первым мыслителем, представившим педагогику как самостоятельную науку. Закончив университет, Гербарт читал лекции по философии и получил звание профессора. Его основные педагогические труды: "Первые лекции по педагогике" (1835), "Общая педагогика" (1806). Воспитание нравственности является системообразующим элементом всей педагогической системы Гербарта и его представлений о гармоническом развитии сил и способностей личности. По Гербарту, цель воспитания может быть обозначена лишь одним словом - "добродетель". Педагог сформулировал пять этических идей, которые являются основой всеобщей морали: идея внутренней свободы, делающая человека цельным; идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая "внутреннюю гармонию"; идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей других людей; идея права, применяемая в случае конфликта двух или нескольких воль; идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Важную роль в нравственном воспитании Гербарт отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от "высших сил".

Основой воспитания И.Ф. Гербарт считал нравственное развитие и становление воли и характера воспитанника. В нравственном развитии ребенка педагог выделял четыре ступени. Первая ступень - "память воли", на которой вырабатывается твердый характер по отношению к внешним условиям; вторая ступень - "выбор", когда личность учится осознавать положительные и отрицательные стороны того, к чему она стремится; третья ступень - "принцип", здесь происходит выработка самосознания, определение принципов, лежащих в основе мотивов поведения; четвертая ступень - "борьба", на этой ступени "выстраивается" нравственное сознание.

К нравственному воспитанию в теории И.Ф. Гербарта тесно примыкает управление, задача которого состоит в выработке внешней дисциплины и приучении детей к порядку. Основными средствами управления педагог называл надзор, приказание, запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребенка. Вспомогательную роль в управлении он отводил авторитету и любви воспитателя, причем авторитет должен принадлежать отцу, а любовь - матери.Ключевым понятием в педагогической концепции И.Ф. Гербарта было воспитывающее обучение, направленное на развитие многостороннего интереса. Излагая мысли о воспитывающем обучении, Гербарт старался отграничить логику воспитания и логику обучения. Это не единый процесс: специфические по своим функциям, обучение и воспитание взаимосвязаны и диалектически взаимодействуют между собой. Обучение лишь тогда будет иметь воспитывающий характер, когда опирается на интерес ученика. Гербарт выделил шесть видов интереса: эмпирический - к окружающему миру; спекулятивный (умозрительный) - к причинам вещей и явлений; эстетический - к прекрасному; симпатический - к близким людям; социальный - ко всем людям; религиозный. Основой интереса он считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших дидактических задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.

Педагог выделял несколько ступеней обучения: ясность, ассоциация, система, метод, которые должны строго следовать друг за другом. На ступени ясности осуществляется первоначальное ознакомление учащегося с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности; на ступени ассоциации происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы; на ступени системы устанавливается связь между изложением нового материала с выделением главных положений, выводом правил и формулированием законов; на ступени метода у учащихся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. Эти ступени составляют четырехкомпонентную структуру традиционного урока.

В числе основных форм преподавания И.Ф. Гербарт выделял описательное, аналитическое и синтетическое. Педагог считал, что развитию мышления учащихся способствуют такие предметы, как древние языки и математика, которые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум. Гербарт считал, что ребенок в своем развитии повторяет путь, пройденный человечеством, отсюда он сделал вывод, что ребенку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников. В связи с этим педагог настаивал на необходимости до 14 лет обучать детей в основном языку, литературе и истории античного мира, а также математике и географии.

Педагогическая теория И.Ф. Гербарта - в особенности его теоретическое обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки методов, приемов, учитывающих воспитательные возможности учебных предметов, - оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во многих странах.

2.Механизмы и средства социализации личности

По­являясь на свет как индивид, человек обретает особое социаль­ное качество, становится личностью. Еще в детстве индивид включается в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застает уже готовой. Дальнейшее разви­тие человека в обществе создает такое переплетение отношений, которое формирует его как личность.

Личностью в психологии обозначается системное социаль­ное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятель­ности и общении и характеризующее уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.

Межличностные связи, формирующие личность в коллекти­ве, внешне выступают в форме общения, или субъект — субъ­ектного отношения, существующего наряду с субъект — объект­ным отношением, характерным для предметной деятельности. Однако момент, факт опосредствования остается центральным звеном не только для предметной деятельности, но и для об­щения.

личность в качестве субъ­екта относительно устойчивой системы межиндивидных (субъ­ект — объект — субъектных и субъект — субъект — объектных) отношений, складывающихся в деятельности и общении.

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, об­разующих ее индивидуальность. Индивидуаль­ностьэто сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, харак­тера, привычках, преобладающих интересах, в качествах по­знавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, вооб­ражения), в способностях, индивидуальном стиле деятельности и т. д. Нет двух людей с одинаковым сочетанием указанных психологических особенностей — личность человека неповтори­ма в своей индивидуальности.

Личность человека, являющаяся и продуктом, и субъ­ектом исторического процесса, не могла сохранить биологиче­скую структуру, рядоположенную и равноправную подструк­туре социальной. Природные предпосылки развития индивида, его телесная организация, его нервная и эндокринная систе­мы, преимущества и дефекты его физической организации властно влияют на формирование его индивидуально-психо­логических особенностей. Однако биологическое, входя в лич­ность человека, становится социальным и далее существует (психологически) в социальной форме.

Образ “Я”это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осо­знанная, переживаемая как неповторимая система представле­ний индивида о самом себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими

3. Традиционные технологии обучения в организациях среднего профессионального образования РФ

Все технологии следует разделять на традиционные и инновационные. Искусство проектирования образовательного процесса состоит в том, чтобы найти оптимальный баланс между разными педагогическими технологиями.

К традиционным технологиям обучения относят:

1. Лекция

2. Лабораторный практикум.

3. Курсовое и дипломное проектирование, экспериментально-конструкторская работа.

4. Аудиторные практические занятия (семинары, консультации, индивидуальные занятия).

5. Внеаудиторные практические занятия (СРС; практика).

Традиционные технологии обучения направлены преимущественно на теоретическую подготовку:

1. Лекция. Функции: постановка и обоснование задач обучения, сообщение и усвоение новых знаний, умений и навыков, мотивирование студентов в дальнейшей учебной деятельности. Интегрирование данной дисциплины с другими, воспитание интереса к теоретическому анализу.

Дидактические элементы лекции:

а) Методика изложения лекционного материала

б) Совокупность предварительных данных студентов

в) Содержание и структура лекционного материала

г) Обратная связь с аудиторией

д) Учебная литература и технологические средства обучения.

На лекциях реализуется не только функция передачи знаний, но и функция развивающая, формирующая познавательную мотивацию через интерес к предмету.

2. Лабораторный практикум – направлен на понимание учащимися законов, явлений, на их экспериментальное закрепление, на развитие творческих способностей.

3. Семинар – форма занятий, обеспечивающая реальную практику мышления.

4. Самостоятельная аудиторная работа.

5. Самостоятельная внеаудиторная работа.

6. Консультации

7. Конференции

Формы обучения, направленные на практическую подготовку:

1. практические занятия

2. курсовое проектирование

3. лабораторные занятия.

4. дипломное проектирование

5. все виды практик.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow