Билет 21. 1. Развитие государственной системы образования в России в XIX в

1. Развитие государственной системы образования в России в XIX в

В XIX в. в России продолжается создание системы образования, ориентированной на лучшие западные традиции. Отечественная педагогика развивается на основе западных педагогических идей. Вместе с тем со второй четверти XIX в. предпринимаются серьезные попытки выявить и обосновать самобытные черты русской педагогики, раскрыть ее уникальный характер. В процессе развития и реформирования образования в XIX в. можно выделить три периода: от начала века до 1824 г., 1825 г. - начало 1860-х гг., 1860-1890-е гг.

Начало XIX в. ознаменовалось в России либеральными реформами императора Александра I. Правительство уделяло пристальное внимание развитию образования в Империи. Среди других министерств, учрежденных императором в 1802 г., было создано Министерство народного просвещения, которое возглавило реформу, нацеленную на создание в России системы государственного образования. В "Предварительных правилах народного просвещения" (1803), а затем и в "Уставе учебных заведений, подведомых университетам" (1804) говорилось о том, что "для нравственного просвещения граждан, соответственно обязанностям каждого состояния, определяется четыре рода училищ, а именно: 1) приходские, 2) уездные, 3) губернские, или гимназии, 4) университеты". Основными принципами народного образования провозглашались бессословность, бесплатность и общедоступность. Согласно "Уставу..." Россия делилась на шесть учебных округов по числу университетов. Кроме уже существующих Московского, Виленского и Дерптского, в 1804-1805 гг. были открыты университеты в Казани и Харькове и главный педагогический институт в Петербурге, который в 1819 г. был преобразован в университет. Уставом вводилась строгая зависимость звеньев народного образования: приходские училища подчинялись смотрителю уездного училища, уездные училища - директору гимназии, гимназии - ректору университета, университет - попечителю учебного округа.

Приходские училища предполагали начальный уровень образования со сроком обучения в один год, они открывались по одному на приход (административная церковная единица) в каждом городе или селении.

Университетам предоставлялась автономия, включавшая право избрания ректора, деканов и назначения профессоров, выборного университетского суда. Высшая школа осуществляла функции административного управления учебными заведениями, входящими в округ, в школы высылались с инспекцией профессора. В целом реформа стимулировала создание большого числа новых учебных заведений и распространение просвещения.

Таким образом, в первой четверти XIX в. в результате реформ в России была создана государственная система образования, основу которой составляли отношения преемственности между учебными заведениями всех уровней.

Начало второго периода в развитии образования в XIX в. связано со временем правления Николая I (годы правления - 1825-1855), в царствование которого система образования и школьная политика претерпели важные изменения. Новый император стремился выработать "единообразную" школьную политику, которая была бы направлена на укрепление общественной стабильности.

В результате реформ второй четверти XIX в. каждый тип школы приобретал законченный характер и был предназначен для обслуживания населения определенного сословия. Преемственная связь между учебными заведениями, введенная в 1804 г., была отменена, и доступ детей податного сословия в среднюю и высшую школу затруднен.

С начала 1860-х гг. начинается третий период в развитии отечественного образования, характеризующийся подготовкой новой реформы. В это время в России произошли огромные политические преобразования, существенно повлиявшие на нравственный климат в обществе. Передовые общественные деятели того времени рассматривали отмену крепостного права (1861) как важнейшее условие для нравственного развития народа и страны, необходимую предпосылку для борьбы за дальнейший прогресс. В сознание русского человека стала внедряться мысль о единстве и равноправии всех людей, о достоинстве всякой человеческой личности, необходимости внимательного и гуманного отношения к ее нуждам и запросам. Освобождение личности от сословных, бытовых, семейных, религиозных пут становится главной задачей поколения интеллигенции 1860-х гг.

С 1860-х гг. наблюдается расцвет русской национальной педагогики, представители которой внесли достойный вклад в развитие мировой педагогической мысли и вывели начальное образование на новый уровень развития. Вслед за естествоиспытателями научные общества стали организовываться в сфере гуманитарных наук. Одним из первых в этой области было Санкт-Петербургское педагогическое общество (1869), объединявшее широкий круг ученых, деятелей народного образования, ставивших своей задачей содействие научной разработке педагогических проблем. Среди активных участников общества были К.Д. Ушинский, Н.Х. Вессель, П.Ф. Каптерев и другие видные педагоги. Члены общества организовывали филиалы в других городах, руководили педагогическими курсами, выступали с лекциями в различных аудиториях. В 1871 г. было создано Санкт-Петербургское общество содействия первоначальному воспитанию детей дошкольного возраста. Результатом его деятельности стали курсы по подготовке воспитательниц в семьях и детских садах, лекции по дошкольному воспитанию и др. Петербургское общество положило начало распространению подобных обществ по всей России.

Таким образом, к концу XIX в. как результат проводимых государством реформ в области образования была создана национальная государственная система народного просвещения, значительно увеличились число школ и контингент учащихся. Возникли предпосылки к реализации идеи о всеобщем начальном образовании

2.Темперамент и его психологические особенности

Темперамент – совокупность индивидуальных особенностей, характеризующих динамическую и эмоциональную стороны поведения человека, его деятельности и общения.

Основными критериями выделения типа темперамента, исходя их данного определения, являются активность и эмоциональность. Активность — это характеристика степени скорости и энергичности (быстрый — медленный, подвижный — инертный). Эмоциональность — это показатель направленности эмоций (положительные — отрицательные) и их модальности (обида, страх, гнев, радость, любопытство).

Учение о темпераменте было заложено античными врачами. Гиппократ (460-377 гг. до н. э.) считал, что основу человеческого организма составляют четыре сока: слизь (вырабатывается в мозге), кровь (продуцируется сердцем), желтая желчь (печень), черная желчь (селезенка). Он считал, что различные сочетания соков образуют определенные типы темпераментов. Таким образом, по Гиппократу, соки и их сочетания объясняют различия в нравах людей, а преобладание одного из соков определяет тип темперамента. Лидирование крови над остальными соками формирует сангвинический тип (от лат. sanquis — кровь), слизи — флегматический (от греч. phlegma — слизь), желтой желчи — холерический (от греч. chole — желчь), черной желчи — меланхолический (от греч. melaina chole — черная желчь) темперамент.

Учение Гиппократа развил Гален (II в. до н. э.). Он выделял четыре начала всех вещей — теплое, холодное, сухое, влажное, и четыре сока как строительный материал организма животных и человека. Комбинации соков и начал определяют психические свойства и пол человека. Всего Гален описал 13 темпераментов, один из которых нормальный, а остальные двенадцать — некоторое отклонение от нормы.

Сангвиник относится к сильным типам темперамента. Это довольно уравновешенные, жизнерадостные, общительные люди. Они подвижны, энергичны и достаточно легко могут «переключать» эмоции. Сангвиники открыты, легко выражают свои эмоции, а также обладают достаточным сопротивлением трудностям. По их лицу просто определить настроение, отношение к кому-либо или чему-либо. Высокий порог чувствительности, поэтому слабые помехи его не отвлекают. Способен дол го и напряженно работать, не утомляясь. Дисциплинирован, может контролировать свои реакции. Легко сходится с новыми людьми, привыкает к новым требованиям, обстановке, легко переучивается. Движения и темп речи быстрые, находчив, проявляет гибкость ума, успешно включается в новую работу. Как правило, экстраверт, поскольку в большей мере откликается на внешние впечатления, чем на субъективные образы.

Флегматик отличается медлительностью, уравновешенностью и высоким самообладанием. Флегматик очень редко внешне проявляет свои эмоции, при этом его трудно вывести из себя — рассмешить или огорчить. Инертен, сложно приспосабливается к новым условиям. Движения и речь замедленны, мимика невыразительна. При этом он энергичен и работоспособен. Терпелив. Трудно сходится с новыми людьми, слабо откликается на внешние впечатления. Интроверт.

Холерик проявляет себя как неуравновешенный, порывистый, страстный человек. Склонен к бурным реакциям, которые проявляет вовне. Несдержанность и горячность холерика быстро идет на убыль при уступках окружающих. Холерик более инертен и менее пластичен, в отличие от сангвиника, поэтому проявляет большую устойчивость интересов и стремлений настойчивость. Встречаются трудности при переключении внимания. Скорее экстраверт.

Меланхолик — слабый тип темперамента. Этим людям свойственно небольшое разнообразие эмоций с высокой длительностью и силой их протекания. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к «слезам по пустякам». Люди данного типа не склонны демонстрировать свои чувства окружающим, поэтому иногда за их внешним спокойствием скрывается бурная эмоциональная жизнь. Голос тихий, движения скудны. Часто не уверен в себе, робок, легко отвлекается. Неустойчивое внимание. Высокая утомляемость. Интроверт.

Б.М. Теплов объяснил индивидуальные различия темпераментов разным уровнем развития их свойств в контексте деятельности.

1. Эмоциональная возбудимость (сензитивность) — способность отражать очень слабые воздействия (внешние и внутренние).

2. Возбудимость внимания — способность замечать предельно малое изменение интенсивности воздействия раздражителя-

3. Сила эмоций — интенсивность и модальность эмоциональных состояний. Тревожность — эмоциональная возбудимость в угрожающей ситуации. Тревожность прямо пропорциональна силе раздражителя.

4. Реактивность непроизвольных движений обеспечивает вариативность приспособительных реакций к воздействующим раздражителям.

5. Активность волевой целенаправленной деятельности проявляется в повышении активности приспособления путем преобразования ситуации в соответствии с поставленной целью.

6. Пластичность — ригидность обозначает степень адаптации к изменяющимся условиям деятельности.

7. Резистентность (устойчивость) позволяет в разной мере сопротивляться факторам, ослабляющим или тормозящим начатую деятельность.

8. Субъективация — повышение использования представляемых образов и понятий по поводу деятельности как усиливающих ее субъективную значимость.

Интроверсияэкстраверсия как основания для классификации темпераментов были предложены К. Юнгом, швейцарским психиатром и психологом. Интровертивный тип отличается замыканием на внутреннем мире, склонен к самоанализу, рефлексии, проявляет замкнутость и низкую направленность вовне. Экстравертивный тип ориентирован на построение взаимодействия с внешним миром, новые ощущения, импульсивен.

Английский психолог Г. Айзенк дополнил шкалу интроверсии — экстраверсии шкалой эмоциональной устойчивости (стабильность, постоянство настроений, уверенность в себе) — неустойчивости (резкая смена настроений, обидчивость, обозначаемые как нейротизм). Поэтому основные типы темперамента дополнились характеристиками: сангвиник — устойчивый экстраверт, холерик — экстраверт нейротик, меланхолик — нестабильный интроверт, флегматик — стабильный интроверт.

Стоит заметить, что в реальности не существует чистого типа темперамента. Обычно у человека можно заметить черты разных типов с преобладанием какого-либо одного. При этом невозможно выделить наиболее оптимальный темперамент, поскольку темперамента у человека тесно переплетены с характером. В разных ситуациях они могут быть привлекательными или проигрышными: медлительность флегматика может оказаться неторопливостью и внимательностью, а вспыльчивость холерика — энергичностью и заразительностью деятельности для других.

В значительной мере тип темперамента наследуется генетически.

3. Технологии активного обучения и их применение в организациях среднего профессионального образования РФ

Они опираются не только на процессы восприятия, памяти, внимания, но и на творческое, продуктивное мышление, поведение, общение.

Технологии называются активными, т.к. в них существенно меняется:

1) роль обучающего (вместо информатора он становится менеджером),

2) роль обучаемых (вместо объекта воздействия – субъектом взаимодействия),

3) роль информации (не цель, а средство для освоения действий и операций) профессиональной деятельности (рис. 4).

Неимитационные технологии не предполагают построения моделей изучаемого явления процесса, деятельности. Активизация осуществляется за счет отбора проблемного содержания, особых организационных приемов на занятиях, обеспечения диалога преподаватель – студент, применения технических средств. Сюда можно отнести проблемную лекцию, семинар-дискуссию с "мозговой атакой", выездное практическое занятие, программированное обучение.

В основе имитационных технологий обучения лежит имитационное или имитационно-игровое моделирование(деловые, ролевые игры), т.е. воспроизведение в условиях обучения с той или иной мерой адекватности процессов, происходящих в реальной системе.

Контекстное обучение – относят к технологиям активного обучения это обучение, в котором происходит динамическое моделирование предметного и социального содержания усваиваемой профессии. При этом формирование профессионально важных качеств специалиста осуществляется в логике того технологического процесса, который составляет сущность будущей деятельности специалиста.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: