После распада СССР и победы атлантизма мондиалистские проекты должны были либо отмереть, либо изменить свою логику. Новой версией мондиализма в постсоветскую эпоху стала доктрина Ф. Фукуямы.
Френсис Фукуяма – современный американский политолог, связывающий с распадом СССР и блока социалистических стран “конец нерациональной истории” и начало нового порядка существования человечества – планетарного, интегрирующим инструментом которого является рынок и демократия.
Его концепция была опубликована в начале 90-х в программной статье – “Конец истории”. Ее можно рассматривать как идейную базу нового течения “ неомондиализма”. Принципиально новых идей в “конце истории” нельзя найти при всем желании. Это повтор идей Т. Гоббса, а также О. Конта (высказанных последним в “Курсе позитивной философии”), Г. Спенсера и других мыслителей-позитивистов. Фукуяма “проводит” читателей от “ эпохи закона Силы ”, “ мракобесия ”, “ нерационального менеджирования социальной реальности ” к разумному строю – капиталистическому, западной цивилизации конца XX в. с ее рыночной экономикой и либерально-демократическими ценностями.
Фукуяма во многом повторил идеи немецкого социолога и историка М. Вебера о том, что история развивалась только за счет нерациональных факторов, что рациональность становится превалирующим фактором только на этапе капиталистического развития. Последний оплот “иррационализма” пал, по мнению Фукуямы, с развалом СССР. С этим фактором представитель современного неомондиализма связывает “конец истории” и начало нового существования человечества – планетарного, где будут существовать Рынок и Демократия. Они интегрируют мир в гармоническую (почти по О. Конту) единую машину. Все части света, т. е. все регионы Земного шара, начнут переструктурироваться, как электроны в атоме, станут менять свои орбиты, ориентируясь на самые мощные (экономически) ядра-центры.
Такой новый порядок, хотя и основанный на универсализации чисто атлантической системы, выходит за рамки атлантизма, и все регионы мира начинают переорганизовываться по новой модели, вокруг его наиболее экономически развитых центров.
Некоторые европейские ученые высказали идеи, похожие на доктрину Фукуямы. Например, в книге “ Линии горизонта ” личный советник президента Ф. Миттерана Ж. Аттали утверждает, что сейчас в мире наступила “эра денег”. Они – универсальный эталон любой ценности. Эра денег – свидетельство наступления мессианской эры иудейско-каббалистического толка. На всей Земле, по Аттали, господствуют рыночные отношения, основанные не только на деньгах, но и на информационных технологиях, доминирует либерально- демократическая идеология, геополитического дуализма нет; есть единый однородный мир, который базируется, формируется на принципах “ геоэкономики ”. Последняя во главу угла ставит не географические, этнические, духовные и другие факторы, а прежде всего экономические.
Геополитические идеи Аттали более детально представил профессор Института международных политических исследований (Милан) К. Санторо. Концепции многополярности мира Фукуямы предполагают существование Мирового Правительства. Его ядром могут стать международные институты типа ООН и ее комитетов. По мысли Санторо, эти межгосударственные структуры – наследие устаревшей логики двуполярной геополитики и “холодной войны”. Положение в мире чревато цивилизационными катастрофами. В результате этих катастроф будет ослаблена роль международных структур, возрастут национальное самосознание и национализм в странах Восточной Европы, России, Третьего мира, интенсивно пойдет распад существующих государств (включая и Россию), мир вступит в период войн малой и средней интенсивности. Они приведут к возникновению новых геополитических пространств, для их управления необходимо формировать Мировое Правительство, под эгидой которого будет создано планетарное государство.
Рассмотренная концепция занимает промежуточные позиции между доктриной Фукуямы и идеями С. Хантингтона.