В настоящее время Россия переживает БУМ новаторства, в советское время когда говорили о новаторством, то употребляли такие словосочетания: "Управление научно-техническим прогрессом", "Внедрение достижений и науки в производство". В условиях рыночного производства термин - внедрение, ассоциируется с административными методами управления экономики и тоталитарным режимом.
Именно поэтому термин - инновирования, иноватика, инновация- приобрели дополнительную привлекательность т.к. они отражают деятельность связанную с риском, направленную на прибыль и удовлетворение потребности населения в товарах и услугах.
Русскому понятию Нововведение соответствует английское Инновэйшен дословно - введение новаций. Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод или явление, изобретение. Русское словосочетание нововведение в буквальном смысле означает процесс использования новшеств. Таким образом с момента принятия к распространению новшества, но приобретает новое качество и становится нововведением (иновацией).
Процесс введения новшества на рынок принято называть процессом Коммерциализации.
Под иновациями понимается прибыльное использование новшеств в виде новых технологий, новых видов продукции и услуг, новых организационно-технических и социально-экономических решений.
Период между появлением новшество и воплощением его (новацией) -называется иновационным ЛАГОМ.
В повседневной практике, как правило, отождествляют понятия новшество, новация, нововведение, инновация, что вполне объяснимо. Любые изобретения, новые явления, виды услуг или методы только тогда получают общественное признание, когда будут приняты к распространению (коммерциализации), и уже в новом качестве они выступают как нововведения (инновации).
Классификация инноваций. По причинам возникновения иноваций их можно разделить:
Реактивные- обеспечивают выживание фирмы и являются реакцией на деятельность конкурентов.
Стратегические - нововведения которые носят упреждающий (пред упреждают) характер, они служат для получения конкретных преимуществ в перспективе.
По предмету и сфере предложения Иновации они делятся:
üПродуктивные (продукты и услуги).
üРыночные (позволяющие реализовать продукты и услуги на новых рынках) и иновации - процессы технологии, организации производства и управленческих решений.
По характеру удовлетворения потребностей, Иновации могут быть ориентированы на удовлетворение существующих потребностейили или на формирование новых потребностей.
Согласно технологии конкурентной стратегии иновационное предприятие делится на 3- и вида:
Коммутанты - малое предприятие специализирующиеся на производствеотдельных мелких деталей для крупных предприятий изготавливающие готовую продукцию таким образом МП находится в сильной зависимости от крупных.
Патиенты - эти предприятия специализируется на выпуске готовую продукцию ориентированных локальные рынки сбыта с ограниченным спросоми на местные источники сырья и материалов.
Эксплеренты - это рисковал фирма занимающиеся в основном научно-конструкторскими разработками, коммерческим освоением технических открытий, производством опытных партий товара.