Рост фирмы на рынке сопряжен с изменениями ее организационных состояний, называемых стадиями жизненного цикла организации. Применительно к организационному развитию оригинальные модели жизненного цикла организации были предложены Л. Грейнером (7.4.1) и И. Адгизесом (7.4.2).
Характеристика этапов (циклов) развития организации - Таблица 7.4.1
Цикл 1 - Развитие, основанное на творчестве > Характеристика -Особое внимание сосредоточенона разработке продукта и его маркетинге. Организационная структура чащевсего остается неформальной. Рост требует новых специальных знаний,которыми фирма пока не обладает.> Проблемные области -Куда вести организациюи кто это будет делать?
Цикл 2 - Развитие,основанное наруководстве > Организационный рост. Бюрократическая организация. Четко спланированная работа. Профессиональный менеджмент. > Различное понимание необходимой и достаточной свободы разных уровней управления.
Ц3 - Развитие,основанное на делегировании > Децентрализация функций. Делегирование полномочий принятия решений на более низкие уровни > Высшее руководствоначинает осознавать,что теряет контрольнад организацией в целом.
|
|
Ц4 - Развитие,основанное на координации > В структуре выделяются стратегические подразделения, обладающиеоперативнойсамостоятельностью. Жесткий контроль из центра над распределением стратегических ресурсов. > Дистанцирование (противостояние) штаб-квартиры и функциональных подразделений.
Ц5 - Развитие,основанное на сотрудничестве > Изменение формы коллективной работы. Внимание к организационной культуре. Создание команды единомышленников > Усталость от работы в единой команде.
Базовые стадии функционирования фирмы - Таблица 7.4.2
Базовая стадия – Создание > Особенности целевой организации -Уточнение представленийо клиенте, его специфических потребностях. > Ключевая стадия развития – Предпринимат-во: Нечеткие цели. Высокие творческие возможности.
БС – Рост > ОЦО - Расширение круга потребителей, закрепление собственного неповторимого имиджа. > КСР - Коллективность: Неформальное общение и структура. Высокие обязательства.
БС – Зрелость > Закрепление завоеванныхпозиций, решение внутренних проблем организации. > Формализация: Формализация правил. Стабильная комплексная структура. Упор на эффективность. Децентрализация (делегированиеполномочий и ответственности в структуре).
БС – Упадок > Поиск путей выхода из критического состояния. > Спад: Снижение эффективности. Высокая текучесть кадров. Возрастающие конфликты.
Ключ успеха в управлении организацией – это умение сосредоточиться на решении проблем, которые присущи данной стадии жизненного цикла организации и недопущение возникновения организационных «патологий».