Практические задания. 1. Определите, какими фонемами различаются слова: стал – стол – стул, пал – пел – пол – пил, жук – лук – сук – бук

1. Определите, какими фонемами различаются слова: стал – стол – стул, пал – пел – пол – пил, жук – лук – сук – бук, сдалстал, жить – шить, злой – слой, быль – пыль, рад – ряд, модмед, поток – потек, ваз – вяз, раб – рябь, сад – сядь, стал – сталь, пуст – пусть, соль – толь, сесть – тесть.

2. Установите, сколькими и какими дифференциальными при­знаками различаются фонемы <б > <м >, <в> <с>, <ч > <ц >, <т> <з>, <п> <х>.

3. Затранскрибируйте и проанализируйте следующие примеры. Найдите и объясните случаи нейтрализации фонем: волы – валы, род – рот, луг – лук, пядь – пять, отворить – отварить, роз – рос, съезд – съест, лез – лес, код – кот, молод – молот, вперемежку – вперемешку, плод – плот.

4. Как определить, является ли тот или иной признак фонемы интегральным или дифференциальным? Определите, в каких случаях указанные ниже признаки фонем являются дифференциальными, а в каких — интегральными:

а) мягкость: ч', д', ш', в', н', р', к', х';

б) звонкость: м, р, б, з, ж, г, л, н, й;

в) глухость: ш, ф, ч, ц, х, п.

5. Какие из данных оппозиций являются коррелятивными:

д – т, х – г, х – к, а – о, ж – ш, л – л', м – н, д – д', б – п?

Тема 3. Фонетические процессы и звуковые законы

Темы для докладов

1. Комбинаторные фонетические процессы.

2. Позиционные фонетические процессы.

3. Звуковые законы.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое фонетические процессы. Объясните термины «комбинаторные» и «позиционные» изменения звуков речи.

2. Что такое редукция? Следствием чего она является? В чем различие между качественной и количественной редукцией? В каких языках возможна редукция гласных в безударных слогах? Иллюстрируйте свой ответ примерами.

3. Дайте краткую характеристику и приведите примеры следующих фонетических процессов: диерезы (выкидки), эпентезы (вставки), протезы (надставки), метатезы (перестановки).

4. Дайте характеристику процесса аккомодации. Между какими звуками происходит этот процесс? Какие его разновидности вам из­вестны? Приведите примеры.

5. Охарактеризуйте процесс ассимиляции. Между звуками какого типа – однородными или разнородными – возможно ассимиляция? Какие виды ассимиляции вам известны? Всегда ли ассимиляция отражается на письме?

6. В чем состоит разли­чие между ассимиляцией и аккомодацией?

7. Что такое диссимиляция? Какие разновидности этого процесса
вам известны? Приведите примеры.

8. Чем вызываются позиционные изменения звуков. Перечислите их виды.

9. Раскройте содержание термина «звуковой закон». Как вы понимаете
ограниченность звуковых законов в пространстве и во времени? Чем различаются синхронические (живые) звуковые законы и диахронические (исторические) звуковые законы? Иллюстрируйте свой ответ примерами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: