Дополнительная

Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Гл. I-III, X.

Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. Гл. 6.

Немченко В.М. Введение в языкознание. Гл. 1, 2 (раздел «Понятие языковой системы»), 4, 5.

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. §§ 1-18, 35, 37, 38.

Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. Введение (§§ 1-3)

Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. §§ 61-71.

Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Гл. 1, § 4-5.

Общее языкознание: Формы существования, функции, истории языка. Ответственный редактор Б.А. Серебренников. М., 1970. Гл. I-III, V-VII.

Хроленко А.Т. Общее языкознание. Руководство к самостоятельной работе над курсом. М., 1981. С. 4-74.

Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка? М., 2004.

Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. М., 1977.

Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. М., 1977.

Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.


РАЗДЕЛ II

ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ

Тема 1. Фонетика как наука. Физиология и акустика речи

Темы для докладов

1. Фонетика, ее разделы и методы.

2. Акустические свойства звуков речи.

3. Речевой аппарат и артикуляция звуков речи.

4. Классификация звуков речи.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое фонетика и каковы ее основные разделы?

2. Какие методы фонетических исследований вам известны?

3. Разъясните положение о том, что звук речи представляет со­бой единство трех сторон – акустической, артикуляционной и функ­циональной

4. Что представляет собой звук речи как физическое явление?

5. Что представляет собой звук с точки зрения акустики? Определите понятия высоты, силы и тембра звука.

6. Чем обусловливается возникновение тонов и шумов в процессах
производства звуков речи?

7. Как возникают форманты звуков? Что такое обертоны?

8. Опишите устройство речевого аппарата: назовите орга­ны речи, его составляющие и назначение каждого органа речи.

9. Что такое артикуляция, из каких элементов она скла­дывается? Назовите и охарактеризуйте фазы артикуляции.

10. Что такое артикуляционная база языка и акцент? Чем обусловливается несходство артикуляционной базы различных языков? Иллюстрируйте свой ответ примерами из русского и изучаемого вами иностранного языка.

11. Какое значение имеет дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому нёбу? Раскройте значение термина «палатализация». Приведите примеры палатализованных и непалатализованных зву­ков.

12. Какова роль нёбной занавески при произнесении звуков? Как объяснить изменение [м > б], [н > д] в произношении при насморке? («у бедя дасборг» вместо «у меня насморк»)?

13. На каких артикуляционно-акустических различиях основано деление звуков речи на гласные и согласные? Назовите известные вам «полугласные» звуки (сонанты) и объ­ясните, почему они так называются.

14. Что значит «узкий гласный», «широкий гласный»?

15. Что такое дифтонги и трифтонги? Какие типы диф­тонгов имеются в изучаемом вами иностранном языке?

16. По каким признакам классифицируются согласные звуки?

17. На чем основано деление согласных на звонкие и глухие?

18. Что такое сонорные согласные? Чем они отличаются от шумных?

19. Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных». Какие группы согласных выделяются в рам­ках этой классификации?

20. Какие звуки называются аффрикатами? Что сближает аффри­каты со смычными и взрывными согласными? с фрикативными согласными?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: