Гируцкий А.А. Введение в языкознание. Гл. I-III, X.
Камчатнов А.М., Николина Н.А. Введение в языкознание. Гл. 6.
Немченко В.М. Введение в языкознание. Гл. 1, 2 (раздел «Понятие языковой системы»), 4, 5.
Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. §§ 1-18, 35, 37, 38.
Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. Введение (§§ 1-3)
Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. §§ 61-71.
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. Гл. 1, § 4-5.
Общее языкознание: Формы существования, функции, истории языка. Ответственный редактор Б.А. Серебренников. М., 1970. Гл. I-III, V-VII.
Хроленко А.Т. Общее языкознание. Руководство к самостоятельной работе над курсом. М., 1981. С. 4-74.
Будагов Р.А. Что такое развитие и совершенствование языка? М., 2004.
Дешериев Ю.Д. Социальная лингвистика. М., 1977.
Швейцер А.Д. Современная социолингвистика. М., 1977.
Колшанский Г.В. Паралингвистика. М., 1974.
РАЗДЕЛ II
ФОНЕТИКА И ФОНОЛОГИЯ
Тема 1. Фонетика как наука. Физиология и акустика речи
Темы для докладов
1. Фонетика, ее разделы и методы.
2. Акустические свойства звуков речи.
|
|
3. Речевой аппарат и артикуляция звуков речи.
4. Классификация звуков речи.
Вопросы для самоконтроля
1. Что такое фонетика и каковы ее основные разделы?
2. Какие методы фонетических исследований вам известны?
3. Разъясните положение о том, что звук речи представляет собой единство трех сторон – акустической, артикуляционной и функциональной
4. Что представляет собой звук речи как физическое явление?
5. Что представляет собой звук с точки зрения акустики? Определите понятия высоты, силы и тембра звука.
6. Чем обусловливается возникновение тонов и шумов в процессах
производства звуков речи?
7. Как возникают форманты звуков? Что такое обертоны?
8. Опишите устройство речевого аппарата: назовите органы речи, его составляющие и назначение каждого органа речи.
9. Что такое артикуляция, из каких элементов она складывается? Назовите и охарактеризуйте фазы артикуляции.
10. Что такое артикуляционная база языка и акцент? Чем обусловливается несходство артикуляционной базы различных языков? Иллюстрируйте свой ответ примерами из русского и изучаемого вами иностранного языка.
11. Какое значение имеет дополнительный подъем средней части спинки языка к твердому нёбу? Раскройте значение термина «палатализация». Приведите примеры палатализованных и непалатализованных звуков.
12. Какова роль нёбной занавески при произнесении звуков? Как объяснить изменение [м > б], [н > д] в произношении при насморке? («у бедя дасборг» вместо «у меня насморк»)?
13. На каких артикуляционно-акустических различиях основано деление звуков речи на гласные и согласные? Назовите известные вам «полугласные» звуки (сонанты) и объясните, почему они так называются.
|
|
14. Что значит «узкий гласный», «широкий гласный»?
15. Что такое дифтонги и трифтонги? Какие типы дифтонгов имеются в изучаемом вами иностранном языке?
16. По каким признакам классифицируются согласные звуки?
17. На чем основано деление согласных на звонкие и глухие?
18. Что такое сонорные согласные? Чем они отличаются от шумных?
19. Объясните значение выражений: «место образования согласных», «способ образования согласных». Какие группы согласных выделяются в рамках этой классификации?
20. Какие звуки называются аффрикатами? Что сближает аффрикаты со смычными и взрывными согласными? с фрикативными согласными?