Практические задания. 1. Распределите по графам таблицы начальные звуки (учитывая их акустические признаки) помещенных ниже примеров. Звуки состоят только из голоса

1. Распределите по графам таблицы начальные звуки (учитывая их акустические признаки) помещенных ниже примеров.

Звуки состоят только из голоса Звуки состоят только из шума Звуки состоят из голоса и шума
Преобла­дает голос Преобла­дает шум
       

Слово, олово, злой, алый, благо, влага, флаг, улей, йод, мед, лед, ход, код, год, род, ум, шум, кум, бум, это, вето, лето, кеды, хетты.

2. Произнесите слова: вал, вял, шар, Марья, вялить, упал, мята, сядь, лапа, яма, чаша. Изменяется ли тембр и высота тона в зависи­мости от соседства разных согласных?

3. Установите какиезвуки и слова получатся, если:

а) согласные [м], [н] в словах мама, май, мор, майка, наш, нам произнести не с опущенной, а с поднятой небной занавеской;

б) согласные [б], [д] в словах бел, бука, дам, дед, дары, бор,бак, бал, боль, дог, доска, дочь произнести с опущенной небной занавеской;

в) первый звук в словах дом, жар зову, бар, ваза, дело, жаль, густ произнести без сближения и напряжения голосовых связок;

г) при произнесении первого звука в словах рад, нос, лук, дóма, воз, ваза, суда, лот, мать, саду приподнять среднюю часть спинки языка.

4. Определите, работой каких органов различаются звуки: а) [п – б – м]; б) [т – д – н]; в) [ш – ж – р].

5. Назовите гласные звуки русского и изучаемого языка, при произнесении которых участвуют губы.

6. Опишите артикуляцию звуков [w, j, r] (во французском, английском, немецком языках).

7. Укажите разницу в артикуляции звуков

а) [х] (русск.) и [h] (англ., нем.)

б) [д, т, н] (русск.) и [d, t, n] (англ., нем.).

8. Дайте полную характеристику следующим звукам:

а) [д], [з], [м], [х], [б], [ц], [г], [ш];

в) для отделения немецкого языка – [t], [h], [pf], [r], [η];

г) для отделения английского языка – [θ], [η], [d], [w], [r];

д) для отделения французского языка – [l], [r], [g], [h].

9. Какие получаются слова, если звуки, из которых они состоят, произнести в обратном порядке: ель, куль, толь, ноль, лед, ток.

10. Приведите примеры носовых гласных. В каких языках отмечаются носовые гласные? Наблюдаются ли они в русском языке?

Тема 2. Основные понятия фонологии

Темы для докладов

1. Учение о фонеме.

2. Варьирование фонем.

3. Системность фонем в языке.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое функциональный аспект звуков речи? Почему его же называют социальным аспектом? В чем социальность звука?

2. Как называется научная дисциплина, изучающая социальную функции звуков речи? Как она соотносится с фонетикой?

3. Что такое фонема как явление речи и как явление языка?

4. Раскройте содержание понятия «минимальные пары».

5. Охарактеризуйте функции фонемы – перцептивную и сигнификативную.

6. Как соотносятся друг с другом звук речи и фонема?

7. Как доказать, что два звука являются: а) разными фонема­ми; б) вариантами одной фонемы?

8. Что такое дифференциальные и интеграль­ные признаки фонемы?

9. В чем различие понятий позиция и оппозиция? Раскройте понятие фонологической оппозиции. Что такое звуковая оппозиция, или иначе — оппози­ция звуковых признаков? Покажите это на примерах.

10. Что такое коррелятивная пара фонем (или звуков)? Приведите примеры коррелятивных пар.

11. Что такое варьирование фонемы? Чем оно вызывается? В
чем различие между лингвистическими (фонетическими) и не­
лингвистическими (нефонетическими) вариантами фонемы?

12. Что такое аллофон? От чего зависит выбор аллофона в речи? Покажите это на примере двух аллофонов одной фонемы.

13. В чем состоит явление нейтрализации фонем?Опишите позиции, могущие вызвать нейтрализацию фонологических оппозиций. Покажите на примерах.

14. Что такое архифонема? Что такое гиперфонема?

15. Сопоставьте фонологические системы русского и изучаемого иностранного языков. В чем проявляется основные различия между ними? 16. В чем суть вопроса о дистрибуции фонем?

17. Назовите представителей Ленинградской и Московской школ в фонетике и фонологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: