Практика как источник конфликтологических идей

Одним из важных источников конфликтологических идей являются практические знания. Они представляют собой накапливаемые в процессе жизни опытным путем и частично передаваемые от поколения к поколению сведения о принципах, способах и приемах поведения в предконфликтных и конфликтных ситуациях. Эмпирический индивидуальный и коллективный жизненный опыт, дающий рецепты оптимального поведения в конфликтах, безусловно должен быть объектом изучения конфликтологической науки. Скорее всего выбор конкретным человеком того или иного способа поведения в конфликте сегодня на 99% определяется его личным жизненным опытом и только на 1% — научными конфликтологическими знаниями.

Для усиления влияния конфликтологии на реальное поведение людей в проблемных ситуациях социального взаимодействия важно исследовать содержание накопленных в течение тысячелетий практических конфликтологических знаний. Такое исследование заметно расширит и углубит понимание конфликтов учеными. Вторая самостоятельная проблема — поиск путей коррекции обыденных конфликтологических знаний, приведение их в соответствие с научными знаниями о конфликтах.

Жизненный опыт российского народа, связанный с конфликтами, можно изучать различными способами. Традиции и специфику разрешения в России масштабных социальных конфликтов можно познать, знакомясь с историей страны. Народная мудрость, связанная с опытом поведения в межличностных конфликтах, аккумулируется в пословицах, поговорках, сказках. Собранные воедино, пословицы составляют свод суждений о жизни народа, систему точных характеристик, наблюдений и обобщений, сделанных людьми. В пословицах отражены и ошибочные толкования окружающего мира и истинные знания, которые постепенно накапливались и получили образное выражение. В пословицах ясно выражена оценка народом существующей действительности, его взгляд на жизнь и в том числе на конфликты. В.И. Даль отмечал, что пословица — это «суждение, приговор, поучение, высказанное обиняком и пущенное в оборот под чеканом народности...».

Многовековой человеческий опыт, закрепленный в произведениях искусства и в народной мудрости, не оставил без внимания ни одну важную проблему, в том числе и проблему взаимодействия людей, конфликты между ними. Достаточно вспомнить многочисленные поговорки и фразеологизмы: «Что за шум, а драки нет?»; «Полно браниться, не пора ль мириться?»; «Я тебе покажу кузькину мать!»; «Не рой людям яму, сам свалишься»; «Отольются кошке мышкины слезы»; «Нашла коса на камень»; «Начали гладко, а кончили гадко».

В словаре В.И. Даля помимо 200 000 слов собрано 30 тысяч пословиц, поговорок, присловий и загадок. Поэтому он является вполне репрезентативным источником житейской мудрости, закрепленной в русском языке.' При подсчете количества пословиц, идиоматических оборотов и метафор, характеризующих различные конфликтные ситуации и противоречия, в качестве ключевых слов взяты следующие — мир, согласие, брань, драка, ссора. Оказалось, что с ними связано свыше 700 соответствующих фразеологизмов. Среди них 21,2% имели ключевое слово «согласие»; 5,2% — «мир»; 14,3% — «ссора»; 52,7% — «драка»; 6,6% — «брань».

Анализ пословиц и поговорок, проведенный авторами совместно с В. Мокриюком, показывает, что в них отражены многие стороны взаимодействия людей. Частое использование ключевого слова «драка» свидетельствует о том, что на обыденном уровне Для разрешения противоречия применялись в основном методы силового воздействия. Это отражено в пословицах: «Чем ругаться, лучше собраться и подраться»; «Разорви тому живот, кто неправдою живет»; «Не все горлом, но и руками» (т.е. дракой); «Не говоря худого слова, да в рожу»; «Больше дерутся, так смирнее) живут» и т.д. В 184 пословицах прослеживается открытый призыв к драке, противоборству, конфликту. «Горе горюй, а руками воюй»; «Вот тебе раз, другой бабушка даст»; «Бей своих — чужие будут бояться»; «Бей жену к обеду, а к ужину опять»; «Сам бей, а другим бить не давай» и др. Несколько меньшее количество пословиц (157) характеризует призыв к согласию, миру, осуждению драки, конфликта: «Замахнись, да не ударь»; «Подними руку да опусти, а сердце скрепи»; «Зла за зло не воздавай»; «Не бей Фому! за Еремину беду»; «Ссора до добра не доводит»; «Сделав другу добро, себе жди того же».

Выявлено большое разнообразие в пословицах угроз, направленных на предупреждение конфликтных действий со стороны другого человека: «Берегись: я волос за волос поверстаю»; «Припомню я тебе доброхотство твое»; «Я ему задам чесу»; «Вавила, утирай рыло, проваливай мимо»; «Как хвачу, так запоешь суру с перехватом»; «Такую заушину дам, что трое суток в голове трезвон будет» и др.

Анализ русских пословиц и поговорок позволил установить, что 902 из них посвящены проблеме «насилие—согласие». Это говорит о важности проблемы в повседневной жизни. В этих пословицах и поговорках выявлено следующее распределение оценок насилия и согласия: одобрение насилия — 24,1%; осуждение насилия — 29,6%; призыв к насилию, ссоре, драке — 16,4%; одобрение согласия, мира — 9,1%; призыв к миру — 4,5%; нейтральное отношение к насилию, согласию — 16,3%. В целом в 40,5% пословиц и поговорок, отражающих отношение российского народа к проблеме «насилие—согласие», насилие одобряется, а в 43,2% — одобряется согласие. Следовательно,

опыт народа примерно одинаково оценивает эффективность насилия и согласия в разрешении противоречий социального взаимодействия.

В обыденном сознании не сформировано отрицательное отношение к насилию.

В 92 фразеологизмах выделяются подмеченные народной мудростью точные сравнительные характеристики взаимоотношений людей и животных, их роль в конфликтах: «Сжалился волк над ягненком, оставил кости да кожу»; «Два кота в одном мешке не улежат»; «Не дразни собаку, и кусать не будет»; «Бодливой корове бог рога не дает»; «Как бы свинье рога, всех бы со свету сжила»; «Кобыла с волком мирилась, да домой не воротилась»; «Выжил, как ерш леща»; «Драчливый петух жирен не бывает».

Важной областью жизнедеятельности, в которой конфликтология может черпать ценные идеи, является практика ненасильственного разрешения социальных проблем. Подходы к решению проблемы ненасилия заложены в восточных и западных религиозных учениях. Одна из первых попыток их синтеза предпринята Л.Н. Толстым в его теории непротивления злу насилием. Продолжателем и в какой-то мере учеником Л. Толстого считал себя М. Ганди. Толстовское непротивление злу насилием он заменил ненасильственным сопротивлением. М. Ганди продемонстрировал, что ненасильственное сопротивление может стать мощным средством прогрессивных общественных преобразований. В современных условиях движение в поддержку ненасилия приобрело мировое значение. Конфликтологи должны изучать опыт сторонников ненасилия и взаимодействовать с ними в движении к всеобщему ненасильственному миру [93].

Таким образом, практические конфликтологические знания содержатся в индивидуальном житейском опыте каждого человека. Именно они, как правило, определяют, какую стратегию поведения выберет человек в конкретном конфликте. Их исследование — важнейшая задача конфликтологии.

Выводы

1. Конфликтология - наука о закономерностях возникновения, развития, завершения конфликтов, а также о принципах, способах и приемах их конструктивного регулирования. Научные конфликтологические знания должны быть не только результатом исследований конфликтов учеными. Они должны опираться на весь объем информации о конфликтах, накопленный в процессе длительной эволюции гуманитарных наук, имеющейся во всех религиозных учениях, в искусстве, культуре, общественно-политической практике, обыденных знаниях, используемых человеком в повседневной жизни.

2. С момента зарождения наук анализу конфликтов уделяли внимание многие мыслители. Они отмечали как позитивную, так и негативную роль социальных конфликтов в жизни общества. По мере развития науки отрицательная оценка последствий конфликтов начинает несколько доминировать. В религиозных учениях, так же как и в практических знаниях, сложилось противоречивое отношение к конфликтам и насилию. Соотношение одобрения и критики насилия в провозглашаемых обществом принципах и реальной практике в ходе истории изменяется. Примерно в одинаковом количестве русских пословиц насилие и ненасилие оцениваются позитивно или негативно. В обыденном сознании не сформировано отрицательное отношение к насилию. Характер отражения проблемы конфликта в искусстве, литературе и средствах массовой информации заметно влияет на поведение человека в реальных конфликтах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: