Порядок представления и назначения арбитражных управляющих в различных процедурах банкротства

Существенное значение в ходе рассмотрения дела о банкротстве придается порядку и процедуре представления и утверждения арбитражного управляющего. И это оправданно, так как роль и значение арбитражного управляющего при проведении в отношении должника любой процедуры, предусмотренной законодательством о банкротстве трудно переоценить. Зачастую исключительно от его профессиональных решений и действий зависит эффективность проведения процедуры и ее результат.

Представление и утверждение кандидатуры арбитражного управляющего происходит в следующем порядке.

Кредитор (собрание кредиторов) или должник (в своем заявлении о банкротстве) [114] вправе назвать или конкретную фамилию арбитражного управляющего, которого они предлагают утвердить или называют СРО, из числа членов которой будет утвержден арбитражный управляющий.

Во втором случае, когда указывается СРО, арбитражный суд в названную СРО направляет запрос на представление этой СРО списка арбитражных управляющих для утверждения одной из кандидатур арбитражным судом.

После получении запроса арбитражного суда о представлении кандидатур арбитражного управляющего, заявленная саморегулируемая организация арбитражных управляющих (СРО) оповещает своих членов о поступившем запросе. После получения письменных согласий от арбитражных управляющих-членов СРО, она составляет список тех арбитражных управляющих, которые дали согласие на утверждение их в качестве арбитражного управляющего в отношении названного в запросе должника.

Далее из этого списка отбираются три кандидатуры в наибольшей степени удовлетворяющих требованиям, содержащимся в указанном запросе. Указанные три кандидатуры, располагаются в порядке уменьшения соответствия требованиям, предъявляемым к кандидатуре арбитражного управляющего, содержащимся в указанном запросе и снижения уровня их профессиональных качеств. Саморегулируемая организация обеспечивает свободный доступ заинтересованных лиц к проведению процедуры отбора кандидатуры арбитражного управляющего. Решение о включении арбитражных управляющих в список кандидатур принимается заявленной саморегулируемой организацией на коллегиальной основе.

Завершиться процедура отбора кандидатов должна не позднее чем через 5 дней, с даты получения запроса суда о представлении кандидатур. В этот срок СРО направляет в арбитражный суд, заявителю (собранию кредиторов или представителю собрания кредиторов) и должнику список кандидатур.

Помимо сведений о профессиональных качествах представление саморегулируемой организации должно содержать мотивированное заключение о соответствии названных в нем арбитражных управляющих требованиям к кандидатуре арбитражного управляющего перечисленным в запросе суда.

По вопросу утверждения арбитражного управляющего арбитражный суд проводит судебное заседание. В судебном заседании должник и заявитель (представитель собрания кредиторов) вправе отвести по одной кандидатуре арбитражных управляющих, из указанных в списке кандидатур. Оставшаяся кандидатура утверждается арбитражным судом, за исключением, случаев выявления нарушений процедуры отбора или несоответствия отобранной кандидатуры, требованиям закона (например, при выявлении заинтересованности кандидата в отношении должника или кредитора.

Арбитражный суд утверждает арбитражным управляющим кандидатуру, занимающую более высокую позицию в списке кандидатур, представленном СРО. При этом отведенные кандидатуры не учитываются арбитражным судом.

4. Основания и порядок прекращения полномочий арбитражного управляющего [115]

Прекращение полномочий арбитражного управляющего связано с тремя группами причин.

К первой группе можно отнести основания, которые с одной стороны не связанны с волей арбитражного управляющего и в то же время не вызваны нарушениями с его стороны или неэффективным проведением процедуры банкротства. К этой группе относятся случаи, когда арбитражный управляющий прекращает свои полномочия в связи с прекращением дела о банкротстве или в связи с завершением процедуры банкротства и назначением нового арбитражного управляющего на следующую процедуру. Основаниями служат акты арбитражного суда о прекращении дела о банкротстве и о введении определенной процедуры банкротства и утверждении нового арбитражного управляющего. В перечисленных случаях суд в своих актах не делает специального указания об освобождении арбитражного управляющего от своих обязанностей, так как это происходит не на основании акта суда, а в силу прямого указания закона.

Второй группой причин служит добровольное сложение управляющим своих полномочий произведенное им по различным мотивам. Основанием в этом случае является заявление арбитражного управляющего в арбитражный суд о досрочном прекращении своих полномочий. Закон безразлично относится к причинам такого действия арбитражного управляющего. Поэтому суд, не выясняя причин, по которым арбитражным управляющим подано заявление о досрочном прекращении полномочий, обязан его удовлетворить.

К третьей группе причин прекращения полномочий относятся случаи, связанные с ненадлежащим или неэффективным исполнением арбитражным управляющим своих обязанностей: неэффективная работа арбитражного управляющего, нарушение им действующего законодательства, правил профессиональной деятельности арбитражного управляющего, установленных Правительством Российской Федерации или обнаружение несоответствия арбитражного управляющего общим или специальным требованиям закона, предъявляемым к кандидатуре управляющего. Основаниями отстранения арбитражных управляющих служат:

ходатайства собрания кредиторов, поданные в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением возложенных на арбитражного управляющего обязанностей, установленных законом о банкротстве;

заявления саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, поданные в связи с исключением арбитражных управляющих из числа членов СРО;

ходатайство СРО об отстранении арбитражного управляющего-члена организации, в чьих действиях (бездействии) установлены нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве);

жалоба лица, участвующего в деле о банкротстве на несоблюдение арбитражным управляющим правил профессиональной деятельности;

жалоба лица, участвующего в деле о банкротстве на неисполнение или ненадлежащее исполнение управляющим обязанностей, при условии, что такое неисполнение или ненадлежащее исполнение нарушило права или законные интересы заявителя жалобы, а также повлекло или могло повлечь за собой убытки для должника или его кредиторов.

В случае освобождения или отстранения арбитражного управляющего арбитражный суд утверждает нового арбитражного управляющего в порядке, установленном законом о банкротстве.

Арбитражный управляющий, освобожденный или отстраненный от исполнения обязанностей, обязан обеспечить в течение трех дней передачу бухгалтерской и иной документации юридического лица, печатей и штампов, материальных и иных ценностей вновь утвержденному арбитражному управляющему.

Определение арбитражного суда об освобождении или отстранении арбитражного управляющего от исполнения обязанностей подлежит немедленному исполнению. Несмотря на это такие определения могут быть обжалованы. Обжалование названных определений не приостанавливает их исполнения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: