1. Чем гипотеза отличается от концепции?
2. При каких условиях возможно заимствование для собственного ис
следования уже сформулированных кем-то идей, подходов, замыслов?
3. Подвергните критическому анализу следующие гипотезы, заимствованные нами из кандидатских и докторских диссертаций.
Тема: «Подготовка будущего учителя к работе по формированию познавательных интересов школьников» (1992 г.).
Формирование познавательных интересов школьников будет осуществляться наиболее эффективно, если обучение студентов педагогического вуза методике формирования познавательного интереса будет рассматриваться как составная часть общей системы профессионально-педагогической подготовки будущих учителей, для чего необходимо реализовать систему организационно-педагогических условий, способствующих совершенствованию процесса подготовки будущих учителей к формированию познавательных интересов школьников, а также обеспечить взаимосвязь и преемственность психологических, педагогических и методических дисциплин в плане подготовки будущих учителей к соответствующему аспекту профессионально-педагогической деятельности.
|
|
Тема: «Модель готовности руководителя образования к целеполага-ющей деятельности» (1998 г.).
Уровень готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности можно повысить, если:
а) процесс целеполагания основан на объективной информации по
педагогическому прогнозированию результатов управленческой деятель
ности руководителя;
б) реализация целеполагания осуществляется на основе теоретиче
ской модели, которая является базой формирования программы разви
тия муниципальной системы образования;
в) критерии эффективности целеполагания реализуются на всех эта
пах процесса принятия и реализации управленческого решения.
Тема: «Пути и средства дифференциации обучения школьников» (1997 г.).
Процесс дифференциации обучения становится эффективным способом его оптимизации, обеспечивая развитие учебной деятельности школьников, если пути и средства дифференциации определяются системой следующих дидактических условий:
диагностика уровня развития учебной деятельности школьника;
проектирование учебного материала на основе системы развивающих учебных задач;
диалогическая структура учебной деятельности;
психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности.
Тема: «Формирование у учащихся умений и навыков самостоятельного решения геометрических задач в курсе планиметрии».
Если обучение школьников решению геометрических задач будет производиться поэтапно, с последовательным завершением отработки необходимых на каждом этапе навыков с помощью специальной системы дидактических заданий и приемов работы, то у учащихся будут сформированы умения и навыки самостоятельного решения геометрических задач, что повысит в целом качество обучения геометрии.
|
|
Тема: «Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей» (2000 г.).
Управление процессом обучения одаренных учащихся старших классов будет эффективным при условиях, если:
используется индивидуально-творческий подход как базовый принцип;
в школе есть возможность для творческой самореализации старшеклассников, максимально используется творческий потенциал учителей, создана обстановка творчества и диалога в учебном процессе, обеспечена исследовательская среда;
используется проблемно-модульная технология управления процессом обучения.
4. Отнесите приводимые ниже положения методической системы, разработанной известным педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым, к звеньям «понятийной цепи» творческого педагогического поиска: проблема — исходные теоретические положения — идея — замысел — гипотеза — желаемый результат.
Необходимо учить всех по достаточно сложным программам, и учить успешно.
Учащиеся, особенно слабые, не усваивают программный материал и отстают в развитии.
Необходима вера в потенциальные возможности ученика: каждый должен учиться победно!
Успех в учении поднимает самооценку, вселяет уверенность, создает для каждого «точку опоры».
Максимальная помощь каждому в учении. Использование для этого опорных сигналов, опорных конспектов, многократного повторения, «тихого» опроса и других средств и приемов.
Прочное усвоение основных предметных знаний и способов деятельности как база для успешного образования и утверждения в жизни.