Вопросы и задания. 1. Чем гипотеза отличается от концепции?

1. Чем гипотеза отличается от концепции?

2. При каких условиях возможно заимствование для собственного ис­
следования уже сформулированных кем-то идей, подходов, замыслов?

3. Подвергните критическому анализу следующие гипотезы, заимство­ванные нами из кандидатских и докторских диссертаций.

Тема: «Подготовка будущего учителя к работе по формированию по­знавательных интересов школьников» (1992 г.).

Формирование познавательных интересов школьников будет осуще­ствляться наиболее эффективно, если обучение студентов педагогиче­ского вуза методике формирования познавательного интереса будет рас­сматриваться как составная часть общей системы профессионально-пе­дагогической подготовки будущих учителей, для чего необходимо реа­лизовать систему организационно-педагогических условий, способству­ющих совершенствованию процесса подготовки будущих учителей к фор­мированию познавательных интересов школьников, а также обеспечить взаимосвязь и преемственность психологических, педагогических и ме­тодических дисциплин в плане подготовки будущих учителей к соответ­ствующему аспекту профессионально-педагогической деятельности.

Тема: «Модель готовности руководителя образования к целеполага-ющей деятельности» (1998 г.).

Уровень готовности руководителя образования к целеполагающей деятельности можно повысить, если:

а) процесс целеполагания основан на объективной информации по
педагогическому прогнозированию результатов управленческой деятель­
ности руководителя;

б) реализация целеполагания осуществляется на основе теоретиче­
ской модели, которая является базой формирования программы разви­
тия муниципальной системы образования;

в) критерии эффективности целеполагания реализуются на всех эта­
пах процесса принятия и реализации управленческого решения.

Тема: «Пути и средства дифференциации обучения школьников» (1997 г.).

Процесс дифференциации обучения становится эффективным спо­собом его оптимизации, обеспечивая развитие учебной деятельности школьников, если пути и средства дифференциации определяются сис­темой следующих дидактических условий:

диагностика уровня развития учебной деятельности школьника;

проектирование учебного материала на основе системы развивающих учебных задач;

диалогическая структура учебной деятельности;

психолого-педагогический мониторинг учебной деятельности.

Тема: «Формирование у учащихся умений и навыков самостоятель­ного решения геометрических задач в курсе планиметрии».

Если обучение школьников решению геометрических задач будет про­изводиться поэтапно, с последовательным завершением отработки не­обходимых на каждом этапе навыков с помощью специальной системы дидактических заданий и приемов работы, то у учащихся будут сформи­рованы умения и навыки самостоятельного решения геометрических за­дач, что повысит в целом качество обучения геометрии.

Тема: «Педагогическая технология управления процессом обучения одаренных детей» (2000 г.).

Управление процессом обучения одаренных учащихся старших клас­сов будет эффективным при условиях, если:

используется индивидуально-творческий подход как базовый принцип;

в школе есть возможность для творческой самореализации старше­классников, максимально используется творческий потенциал учителей, создана обстановка творчества и диалога в учебном процессе, обеспече­на исследовательская среда;

используется проблемно-модульная технология управления процес­сом обучения.

4. Отнесите приводимые ниже положения методической системы, разработанной известным педагогом-новатором В. Ф. Шаталовым, к зве­ньям «понятийной цепи» творческого педагогического поиска: пробле­ма — исходные теоретические положения — идея — замысел — гипотеза — желаемый результат.

Необходимо учить всех по достаточно сложным программам, и учить успешно.

Учащиеся, особенно слабые, не усваивают программный материал и отстают в развитии.

Необходима вера в потенциальные возможности ученика: каждый дол­жен учиться победно!

Успех в учении поднимает самооценку, вселяет уверенность, создает для каждого «точку опоры».

Максимальная помощь каждому в учении. Использование для этого опорных сигналов, опорных конспектов, многократного повторения, «тихого» опроса и других средств и приемов.

Прочное усвоение основных предметных знаний и способов деятель­ности как база для успешного образования и утверждения в жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: