Понятие и виды социально-экономических и политических процессов

Существует несколько основных подходов к определению понятий

«политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается

в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как

политические и экономические сферы в целом и политический и экономический

процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную

изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических

явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее

определение политическому и экономическому процессу:

Политический и экономический процесс – это совокупность всех

динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими

своих социальных ролей, функционировании политических и экономических

институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних

факторов.

Термин «процесс» призван здесь раскрыть динамику. Эволюцию

политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния как

во времени, так и в пространстве.

Для интерпретации понятия экономического и политического процесса

используется термин «изменение», который означает любые модификации

политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм,

темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических

явлений.

Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не

затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических

и политических систем, вторые – соответственно затрагивают такие

характеристики.

В качестве источников политических и экономических изменений различные

авторы выделяют следующие причины:

1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений

лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам

характер и темпы эволюции политической системы;

2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет

циркуляцию элит;

3 группа – связывает политические изменения с деятельностью

харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается

концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и

экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из

вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой

по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи

воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия,

который также стремится достичь тех же целей.

В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих

между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается

определенная динамика происходящим в обществе политическим и

экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве

«разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает

динамику политических и экономических систем.

С последней точки зрения политические и экономические процессы будут

представлять собой совокупность конфликтных взаимодействий между

различными субъектами (партиями, предприятиями). При этом не обязательно, что

эти взаимодействия будут приводить к существенному ущербу для положения,

статуса, ресурсов субъектов этих взаимодействий. Сторонники этого подхода

считают, что подавляющее большинство такого рода конфликтов способствует

поддержанию субъектов в тонусе, принятию ими необходимых изменений в своей

структуре и действиях, и осуществлении нужной для развития систем в целом

программы собственной деятельности.

Существует несколько классификаций политических и экономических

процессов:

1 классификация подразделяет процессы на внутренние и международные.

Они различаются между собой не только пространственными характеристиками,

но и способами взаимодействия субъектов, способами функционирования

институтов и закономерностями, которые им присущи.

2 – подразделяет процессы на базовые и периферийные. В качестве такого

критерия выступает значимость тех или иных изменений для общества в целом.

Базовые процессы – это те, в ходе которых совершаются изменения основных

фундаментальных систем и институтов; периферийные – при которых изменения

не затрагивают фундаментальных характеристик систем и институтов

(регулирование ЦБ курса национальной валюты).

3 классификация: явные и скрытые процессы. К явным относятся те, в

которых интересы группы граждан систематически объявляются в их публичных

открытых притязаниях и дискуссиях, а поэтому они доступны для общественного

контроля ещё на стадии подготовки, принятия и выполнения политических

решений. Скрытые – основаны на деятельности публично не оформленных

теневых центров и институтов, которые не доступны в основной своей

деятельности для какого-либо общественного контроля.

4 – подразделяет процессы на открытые и закрытые. Закрытые процессы –

это такой тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценён в

рамках «лучше - хуже» для тех или иных субъектов, т.е. этот процесс обладает

строго ограниченным количеством факторов, которые будут влиять на его

протекание, следовательно, может быть точно просчитан, спрогнозирован и

хорошо регулирован. Открытый процесс – характеризуется неограниченным

числом факторов, показателей и сил, которые могут воздействовать на его ход, а

значит, является трудно прогнозируемым, а последствия его не могут быть

оценены однозначно в рамках понятия «лучше - хуже», «выгодно - невыгодно».

5 классификация делит процессы на стабильные и переходные. В стабильных

процессах можно проследить чёткую направленность изменений, в них

преобладают определённые типы взаимоотношений между субъектами, и внешне

они характеризуются отсутствием каких-либо серьёзных для общества потрясений

и катаклизмов. В переходных процессах преобладающую направленность выявить

сложно, между субъектами складываются разные типы отношений и при этом

допустимы серьёзные кризисные ситуации в ходе их протекания.

6 – выявляет процессы на цивилизационной основе, в качестве критерия

выделяется тип цивилизации, в рамках которого протекают экономические или

политические изменения. В зависимости от критерия выделяют несколько типов

цивилизаций. В качестве базовых типов по отношению к политике и экономике

выделяют западную и восточную цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: