Конституционно-правовое регулирование деятельности политических партий и профессиональных союзов

Говоря об институционализации общественных объединений, куда входят и политические партии, следует указать, что данный процесс проявляется в двух взаимосвязанных направлениях:

- конституционализации, то есть включении в конституции основных принципов их статуса; и

- законодательной институционализации, в результате которой правовое положение общественных объединений регулируется законом достаточно детально[92].

В отношении правового положения политических партий, профессиональных союзов, иных объединений граждан в Республике Казахстан также произошла их конституционализация и законодательная институционализация. Поэтому основные принципы организации и деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных объединений граждан закреплены в Конституции Республики Казахстан.

Что же касается политических партий, то они в современном понимании этого термина впервые возникли в Европе в непосредственной связи с буржуазными революциями, в ходе которых создавалось народное представительство – система власти народа, осуществляемой через выборных представителей.

От других общественных объединений, действующих на политической арене (групп давления, профессиональных и предпринимательских союзов и т.п.) партии отличаются тем, что открыто борются за места в парламенте и правительстве, дающие возможность осуществлять управление государством, а через него – всем обществом[93].

Закон Республики Казахстан от 15 июля 2002 года «О политических партиях»[94] регулирует порядок создания, государственной регистрации, приостановления деятельности, реорганизации, ликвидации, права и обязанности политической партии и ряд других вопросов, связанные с деятельностью политических партий. В соответствии с данным Законом политической партией признается добровольное объединение граждан Республики Казахстан, выражающее политическую волю граждан, различных социальных групп, в целях представления их интересов в представительных и исполнительных органах государственной власти, местного самоуправления и участия в их формировании. Политическая партия не вправе выступать от имени народа (ст.1). Данный запрет вытекает из конституционного положения, согласно которой право выступать от имени народа и государства принадлежит Президенту, а также Парламенту Республики в пределах его конституционных полномочий. Правительство Республики и иные государственные органы выступают от имени государства в пределах делегированных им полномочий (п.3 ст.3 Конституции). Тем самым от имени народа и государства могут выступать только указанные в Конституции государственные институты, а общественные институты, в том числе и политические партии, таким правом не обладают.

Членом политической партии может быть гражданин Республики Казахстан, достигший восемнадцатилетнего возраста. Членство иностранцев, лиц без гражданства, а также коллективное членство в политической партии не допускаются (ст.8 Закона «О политических партиях»). Данный запрет также обусловлен обеспечением суверенитета и независимости Республики Казахстан.

Конституция Республики Казахстан содержит императивную норму, согласно которой не допускается создание в государственных органах организаций политических партий (п.1 ст.5). Это обусловлено тем, что государственные органы и государство в целом являются независимыми, самостоятельными от политических партий субъектами политической системы, и государственные органы, в том числе и государственные служащие при осуществлении своих полномочий не должны быть связаны решениями политических партий и их органов. Кроме того, Конституция Республики, хотя и предоставляет гражданам Республики Казахстан право на свободу объединений, в том числе и на свободу объединения в политические партии, тем не менее, отдельным представителям государственной власти запрещает состоять в таких общественных объединениях, как политические партии, профессиональные союзы, а также выступать в поддержку какой-либо политической партии. Это военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи (п.2 ст.23).

Однако в отношении судей Конституционный Совет Республики Казахстан в Постановлении от 5 июля 2000 года № 13/2 «Об официальном толковании пункта 2 статьи 23 Конституции Республики Казахстан» разъяснил, что пункт 2 статьи 23 Конституции Республики Казахстан в части запрета судьям состоять в партиях, профессиональных союзах следует понимать так, что это положение не означает ограничение права судей состоять в иных общественных объединениях и создавать такие объединения для реализации и защиты общих интересов судейского сообщества, в рамках Конституции и законодательства Республики Казахстан[95].

Кроме того, Законом Республики Казахстан от 21 мая 2007 года «О внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Казахстан»[96] исключен пункт 2 статьи 43 Конституции Республики Казахстан 1995 года, который гласил, что на период осуществления своих полномочий Президент Республики приостанавливает свою деятельность в политической партии. Иначе говоря, Конституция Республики 1995 года с изменениями и дополнениями, внесенные Законом 21 мая 2007 года, не запрещает Президенту Республики на период своих полномочий осуществлять деятельность в политической партии и даже возглавлять политическую партию. Тем самым Президент Республики Казахстан в соответствии с пунктом 1 статьи 40 Конституции Республики как глава государства и как его высшее должностное лицо, определяющий основные направления внутренней и внешней политики государства, одновременно может возглавлять ту или иную политическую партию при осуществлении своих полномочий.

Внутриорганизационные отношения в политических партиях регулируются их уставами. Устав политической партии, как правило, распространяет свое действие только на членов политической партии и не обладает признаками нормативных правовых актов, хотя и подлежит государственной регистрации[97]. Устав политической партии не должен противоречить Конституции и законодательству Республики Казахстан.

На политических партий, как и на всех иных субъектов правоотношений, распространяется конституционный запрет о недопустимости пропаганды или агитации насильственного изменения конституционного строя, нарушения целостности Республики, подрыва безопасности государства, войны, социального, расового, национального, религиозного, сословного и родового превосходства, а также культа жестокости и насилия (п.3 ст.20).

Следует сказать и о партийной системе. Партийная система – это политический институт, который характеризует политическую организацию общества и сам характеризуется, с одной стороны, отношениями между партиями и государством, а с другой – взаимоотношениями партий с другими общественными элементами политической системы и гражданами[98]. С этой точки зрения партийные системы можно классифицировать по следующим основным видам: многопартийные системы, системы фиксированного числа партий, двухпартийные и однопартийные[99].

В литературе правильно отмечается, что в отличие от самих политических партий, партийная система в демократических странах, как правило, не является и не может являться предметом конституционно-правового регулирования (исключение составляют диктаторские режимы, юридически фиксирующие однопартийность, либо некоторые развивающиеся страны, где закон определяет конкретное число партий и где данное ограничение носит временный, переходный характер)[100].

Кроме того, следует проводить различие между многопартийной системой и многопартийностью, или множественностью партий. О многопартийной системе мы можем говорить только в том случае, когда в избирательной борьбе за власть участвуют более двух политических партий и все они имеют шансы не только завоевать депутатские места в парламенте, но и принять участие в формировании правительства[101]. В Республике Казахстан, например, из ста семи депутатов Мажилиса Парламента девяносто восемь депутатов избираются от политических партий по партийным спискам по единому общенациональному избирательному округу на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Само распределение депутатских мандатов по итогам голосования по партийным спискам производится в соответствии со статьей 97-1 Конституционного закона Республики Казахстан «О выборах в Республике Казахстан»[102]. Политические партии, преодолевшие семипроцентный барьер голосов избирателей, участвуют в распределении девяносто восьми депутатских мандатов Мажилиса Парламента. На выборах в Мажилис Парламента 18 августа 2007 года из семи участвовавших на выборах политических партий только одна партия под названием НДП «Нур Отан» завоевала все девяносто восемь из ста семи депутатских мандатов, распределяемых по системе пропорционального представительства.

В то же время Конституция и законодательство Республики Казахстан в настоящее время также не регулируют вопросы партийных систем и, соответственно, не закрепляет, какая партийная система в стране должна быть: однопартийная, двухпартийная или многопартийная. Кроме того, нет фиксированного законом числа партий. Нет в Конституции и законодательстве Республики Казахстан упоминания и о руководящей роли в обществе и государстве той или иной политической партии. Возможно, в Казахстане в будущем сложится та или иная устойчивая партийная система, однако данный вопрос также не должен быть предметом конституционно-правового регулирования.

К общественным объединениям относятся и профессиональные союзы. </span>Профессиональные союзы в Республике Казахстан (профсоюзы) - это самостоятельные, с фиксированным индивидуальным членством общественные объединения, добровольно создаваемые гражданами на основе общности их профессиональных интересов для представления и защиты трудовых, а также других социально-экономических прав и интересов своих членов, охраны и улучшения условий труда (ст.1 Закона «О профессиональных союзах»). В настоящее время, в условиях рыночной экономики, деятельность профессиональных союзов приобретает особую важность. Рыночная экономика в социальном отношении предполагает богатых и бедных, так как, например, не все могут заниматься в силу своих способностей и по другим причинам предпринимательской деятельностью и получать прибыль за такую деятельность. Поэтому актуализируется вопрос о повышении правового положения профессиональных союзов, особенно в сфере трудовых отношений между работодателями и рабочими (работниками).

Законодательство Республики Казахстан предусматривает и другие формы объединения граждан – учреждение, потребительский кооператив, общественный фонд, религиозное объединение и др. Более подробно их правовое положение регулируется Гражданским кодексом, Законом «О некоммерческих организациях» и иными законодательными актами.

Схемы

Общественные объединения в Республике Казахстан – политические партии, профессиональные союзы и другие объединения граждан, созданные на добровольной основе для достижения ими общих целей, не противоречащих законодательству
Виды общественных объединений политические партии
профессиональные союзы
другие объединения граждан
Принципы правового положения общественных объединений в Республике Казахстан
Общественные объединения равны перед законом
Не допускается создание в государственных органах организаций политических партий
незаконное вмешательство государства в дела общественных объединений
незаконное вмешательство общественных объединений в дела государства
возложение на общественные объединения функций государственных органов
деятельность политических партий и профессиональных союзов других государств
партий на религиозной основе
финансирование политических партий и профессиональных союзов иностранными юридическими лицами и гражданами, иностранными государствами и международными организациями
Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение конституционного строя, нарушение целостности Республики, подрыв безопасности государства, разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни
создание не предусмотренных законодательством военизированных формирований
Имеют право на свободу объединений граждане Республики Казахстан
Не должны состоять в партиях, профессиональных союзах, выступать в поддержку какой – либо политической партии военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи

Вопросы для самоконтроля:

1. Дайте определение понятию «общественные объединения».

2. Охарактеризуйте правовое положение общественных объединений в Республике Казахстан, опираясь на действующее законодательство Республики Казахстан.

3. Какие правовые ограничения предъявляются к общественным объединениям в Республике Казахстан в соответствие с Конституцией и законами Республики Казахстан?

4. Дайте определение понятию «политические партии». Какие политические партии в Казахстане на сегодняшний день вы знаете?

5. Что понимается под «профессиональными союзами» по законодательству Республики Казахстан?

6. В чем заключаются функции профсоюзов?

7. Как решается вопрос членства в политических партиях и в профессиональных союзах военнослужащих, работников органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судей по законодательству Республики Казахстан?

8. Могут ли военнослужащие, работники органов национальной безопасности, правоохранительных органов и судьи быть членами религиозных объединений?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: