· Предоставление партнеру возможности выговориться.
· Вербализация эмоционального состояния:
– своего состояния;
– состояния партнера.
Результат вербализации – освобождение от негативной эмоции, осознание своего состояния, экономия энергии.
· Подчеркивание общности с партнером (сходство интересов, мнений, положения, единство целей и др.).
· Проявление интереса к проблемам партнера.
· Подчеркивание значимости партнера в Ваших глазах.
· В случае неправоты – немедленное признание ее.
· Предложение совместного поиска выхода из сложившейся ситуации или конкретного выхода из сложившейся ситуации.
· Обращение к фактам.
· Техника сочувствия и психологической поддержки.
Методика конструктивного спора, стиль спора
· Конкретность: в споре имеется предмет; нападение или защита сводится к конкретному поведению ”здесь и теперь”.
· Вовлеченность: обе стороны увлечены; наносят и получают сильные удары.
· Коммуникации: ясная, открытая; каждый говорит за себя; думает, что говорит, его можно понять и ответить ему, хорошая “обратная связь”.
|
|
· Корректность или “честная игра”: не допускать удары ниже пояса; принимается во внимание, сколько партнер может вынести.
Методика конструктивного спора, результат спора
· Информативность: что-то узнал или получил: научился чему-то новому (способу отстаивать свое мнение).
· Отреагирование: исчезла напряженность; уменьшилась злобность; выяснены претензии.
· Сближение: спор привел к взаимопониманию и сближению партнеров, есть ощущение, что так и должно быть; сохраняют свое достоинство.
Улучшение: устранение проблемы, разрешение ситуации; оправдания, извинения; планы на будущее.