Коммуникации как источник конфликта

Коммуникация – информационное взаимодействие субъектов, которое характеризуется следующими признаками: суверенитетом участников взаимодействия; суверенитетом их ценностных ориентаций, интересов, представлений о предмете взаимодействия и отношения к нему; технологической обеспеченностью равноправного информационного обмена; технологической обеспеченностью равного уровня информационной полноты о ситуации и предмете взаимодействия.

Конфликты по коммуникативной направленности разделяются на горизонтальные, в которых участвуют люди, не находящиеся, как правило, в подчинении друг у друга; вертикальные, т.е. те, участники которых связаны теми или иными видами подчинения. Эти конфликты могут быть и смешанными, представляя отношения подчинения и неподчинения. Особую печать несет вертикальный конфликт (как “сверху вниз”, так и “снизу вверх”), выражающий обычно неравенство сил конфликтующих сторон, различия между ними по иерархическому уровню и влиянию (например, руководитель – подчиненный, работодатель – работник). В этом случае может иметь силу неодинаковый статус и ранг, что, конечно, скажется на ходе и развязке конфликта.

Рассмотрим причины, по которым может возникнуть коммуникативный конфликт, к ним относятся факторы, способствующие возникновению напряжения в разговоре, деструктивность стиля спора и, как следствие этого, негативные результаты спора, наконец, коммуникационные техники, ведущие к возникновению конфликта.

Факторы, способствующие возникновению напряжения при разговоре

· Перебивание партнера.

· Принижение партнера, негативная оценка его личности.

· Подчеркивание разницы между собой и партнером.

· Преуменьшение вклада партнера в общее дело и преувеличение своего.

· Резкое убыстрение темпа беседы.

· Избегание пространственной близости и контакта глаз с партнером.

· Обвинения, угрозы, наказания.

· Принижение проблемы.

Деструктивные характеристики стиля спора

· Обобщение, поведение называется “типичным”.

· Ссылка на прошедшие события или не имеющие отношения к делу.

· Один из участников не задействован, находится в стороне от спора.

· Оскорбляется, прекращает спор преждевременно.

· Слишком частое повторение своих доводов.

· Малое внимание к доводам оппонента.

· Скрытые признаки непонимания, указывающие на укрытие за другими.

· Аргументы не относятся к предмету спора.

· Аргументы нацелены на чувствительное место.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: