Вопросы и задания. 1. Чем передовой опыт отличается от опыта положительного?

1. Чем передовой опыт отличается от опыта положительного?

2. Сравните полярные точки зрения: «Нужно, чтобы как можно боль­
ше педагогов работали по Шаталову, по Ильину, по Иванову и т.п.»;
«Чтобы работать по Шаталову, по Ильину, по Иванову и т.д., нужно

быть Шаталовым, Ильиным, Ивановым. Повторить опыт невозможно». Ваша точка зрения.

3. В чем суть анализа и обобщения передового опыта в отличие от его
описания?

4. Изучите и проанализируйте конкретный передовой опыт школы,
колледжа, педагога по приведенной ниже схеме.

АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА

(примерная схема)

1. Изучаемый объект__________________________________________

(педагог, работник, коллектив, объединение)

2. Наименование опыта

(направление, тема работы)
3. Цель изучения опыта_____________________

4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, по­
лезность, новизна, применимость в измененных условиях, адрес для
рекомендуемого внедрения).

5. Задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противо­
речия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.

6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по
оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-вос­
питательного процесса; деятельность воспитателей (педагогов), воспи­
танников (учеников), ее содержание и формы, характер взаимоотноше­
ний участников.

7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдви­
ги в адаптации, реабилитации, воспитанности), их надежность и ста­
бильность.

8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, пе­
редовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристики от­
дельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, со­
держания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.

9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между
замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление законо­
мерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих
на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эф­
фективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта.
Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в
созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принци­
пов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия.
Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство,
изобретательство, мастерство).

10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а
в необходимых случаях — корректированию опыта.

11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно це­
нен, необходимые условия для эффективного использования, ограниче­
ния, наиболее подходящие способы использования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: