1. Чем передовой опыт отличается от опыта положительного?
2. Сравните полярные точки зрения: «Нужно, чтобы как можно боль
ше педагогов работали по Шаталову, по Ильину, по Иванову и т.п.»;
«Чтобы работать по Шаталову, по Ильину, по Иванову и т.д., нужно
быть Шаталовым, Ильиным, Ивановым. Повторить опыт невозможно». Ваша точка зрения.
3. В чем суть анализа и обобщения передового опыта в отличие от его
описания?
4. Изучите и проанализируйте конкретный передовой опыт школы,
колледжа, педагога по приведенной ниже схеме.
АНАЛИЗ ПЕРЕДОВОГО ОПЫТА
(примерная схема)
1. Изучаемый объект__________________________________________
(педагог, работник, коллектив, объединение)
2. Наименование опыта
(направление, тема работы)
3. Цель изучения опыта_____________________
4. Краткая характеристика опыта (проблема, способ решения, по
лезность, новизна, применимость в измененных условиях, адрес для
рекомендуемого внедрения).
5. Задачи обучения и воспитания и имеющиеся трудности, противо
речия, «слабые звенья» практики, делающие опыт актуальным.
|
|
6. Конкретные условия, в которых формировался опыт, меры по
оптимизации этих условий. Описание реального протекания учебно-вос
питательного процесса; деятельность воспитателей (педагогов), воспи
танников (учеников), ее содержание и формы, характер взаимоотноше
ний участников.
7. Результаты обучения, воспитания, социальной поддержки (сдви
ги в адаптации, реабилитации, воспитанности), их надежность и ста
бильность.
8. Педагогический анализ опыта: его источники (научное знание, пе
редовой опыт, собственные наблюдения и пробы); характеристики от
дельных сторон, «составляющих» педагогического процесса: целей, со
держания, идей, замысла, технологии, способов усиления мотивации.
9. Истолкование и обобщение опыта. Установление связей между
замыслом, содержанием, методами и результатами. Выявление законо
мерностей и принципов, обеспечивающих успех, факторов, влияющих
на результаты. Выявление новизны, оригинальности, значимости, эф
фективности, оптимальности, перспективности анализируемого опыта.
Роль личности воспитателя, его индивидуального стиля деятельности в
созидаемом опыте. Выявление объективного содержания (идей, принци
пов, технологий), переносимого в иные (но в чем-то сходные) условия.
Оценка опыта по уровню его общественной значимости (новаторство,
изобретательство, мастерство).
10. Предложения по дальнейшему развитию, совершенствованию, а
в необходимых случаях — корректированию опыта.
11. Рекомендации по использованию опыта (для кого особенно це
нен, необходимые условия для эффективного использования, ограниче
ния, наиболее подходящие способы использования).