Основные понятия педагогики

Одной из фундаментальных проблем педагогической науки и практики была и остается проблема личности и ее развития в спе­циально организованных условиях. Эта проблема является общегу­манитарной, ее рассматривают философия, социология, возраст­ная и педагогическая психология и др. Педагогика, изучающая про­цесс передачи и усвоения социально-исторического и культурного опыта, не может обойтись без представлений о субъектах этого процесса, понимания динамики их личностного развития и влия­ния на личность различных социальных факторов. Поэтому педа­гогический аспект проблемы личности заключается в выявлении и изучении наиболее эффективных условий для полноценного развития лич­ности в процессе обучения и воспитания.

Авторы различных концепций обучения и воспитания опреде­ляли структуру и содержание педагогического процесса, опираясь на ту или иную психологическую теорию личности. В центре изуче­ния проблемы личности, как правило, находится поиск соотноше­ния природных (биологических, генетических) и социальных фак­торов, влияющих на ее развитие PI формирование.

Представители тех психологических направлений, которые подчеркивают ведущую роль биологических факторов, считают, что поведение человека детерминируется присущими ему природ­ными потребностями, влечениями, инстинктами, которые, вступая в противоречие с требованиями общества, подавляются или заме­щаются. Представители социологических подходов считают, что человек рождается как биологическое существо, но в процессе своей жизни постепенно социализируется под влиянием на него тех социальных групп, с которыми он общается.

Для современного этапа развития отечественной педагогики характерно рассмотрение личности как целостного явления, слож­ного, взаимообусловленного влияния природных и социальных факторов, по-разному проявляющихся в онтогенезе.


Глава 1. Общие основыпедагогики 25

Личность, по определению Л.С. Выготского, это целостная пси­хическая система, которая выполняет определенные функции и возникает у человека, чтобы обслуживать эти функции. В первую очередь, это творческое освоение общественного опыта и включе­ние человека в систему общественных отношений. Все стороны личности обнаруживаются только в деятельности и в отношениях с другими людьми, т.е. личность существует, проявляется и форми­руется в деятельности и общении.

В определении сущности развития и развития личности, в част­ности, также существуют различные подходы. Общими характери­стиками развития являются: необратимость, прогресс-регресс, неравномерность, сохранение предыдущего в новом, единство из­менения и сохранения (Л.И. Анциферова). То есть развитие лич­ности представляет собой единый биосоциальный процесс, в кото­ром происходят и количественные изменения, и качественные преобразования.

Движущими силами такого процесса развития выступают воз­никающие противоречия развития, которые разрешаются в ходе воспитания и обучения. К таким противоречиям, по мнению В А Крутецкого, относятся противоречия между новыми потреб­ностями и возможностями их удовлетворения, возросшими воз­можностями и ранее сложившимися формами взаимоотношений и видами деятельности, растущими социальными требованиями и на­личным уровнем развития личности.

Эти противоречия возникают в течение всего онтогенеза, но имеют специфику в зависимости от возраста, в котором они прояв­ляются. Понимание развития тесно связано с такими понятиями, как социализация, воспитание и обучение. Педагогика изучает воз­можности личностного развития и пути его оптимизации в образо­вательном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: