Методология и методы педагогической науки

Уровни методологии педагогики

Структура методологического знания может быть представле­на четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теорети­ческие концепции, применяемые ко всем или большинству науч­ных дисциплин; конкретно-научным, который представлен сово­купностью методов, принципов исследования, в конкретной спе­циальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечиваю­щих получение достоверного эмпирического материала и его об­работку.

Философский уровень

Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положе­ния философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.

1. Неотомизм. Основатель этого направления — известный сред­невековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эм­пирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущ­ность мира, а высшая истина постигается только путем приближе­ния к Богу, только «сверхразумом». Неотомисты доказывают веду­щую роль религии в воспитании подрастающего поколения и


16 Часть I. Педагогика

считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.

2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей
этого философского направления — крупные ученые-естественни­
ки. Для позитивистов верным и испытанным является только то,
что получено с помощью количественных методов. Абсолютизи­
руя методы естественных наук, перенося их в область педагогики,
неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его
содержанию, а методам познания, считая, что главное «не знание,
а методы их приобретения». Основной недостаток педагогики
этого философского направления видят в том, что в ней домини­
руют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не ре­
альные факты.

3. Прагматизм. Главное понятие — «опыт», а познание действи­
тельности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая
наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают,
что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практи­
ческой деятельности человека и полезно для него. Основателем
прагматической педагогики является американский ученый
Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения
и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса
как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при
обучении и др. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка осно­
вой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к
процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинк­
тов и склонностей. Рассматривая вопросы нравственного воспита­
ния, прагматисты утверждали, что человек не должен руководство­
ваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и
правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуа­
ция и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает дости­
жению личного успеха.

4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители
К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в
познании, органично соединили материализм и диалектику. Основ­
ные положения этого научного направления сводятся к следующему:

•материя первична, сознание вторично, оно возникает в ре­зультате развития материи и является его продуктом;

•явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаи­мозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;


Глава 1. Общие основы педагогики 17

• все предметы и явления находятся в движении, развитии и из­менении.

Педагогика, построенная на методологии диалектического ма­териализма, считает личность объектом и субъектом обществен­ных отношений, предполагает, что ее развитие определено внеш­ними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии лич­ности, а само воспитание рассматривается как сложный социаль­ный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важ­ным для этого подхода представляется необходимость рассматри­вать личность и деятельность в единстве.

5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского наблюдения — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объектив­ных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного под­хода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свобо­ду в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзи­стенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциа­лизм выступает в качестве философского основания индивидуа­лизации обучения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: