Уровни методологии педагогики
Структура методологического знания может быть представлена четырьмя уровнями (по Э.Г. Юдиной): философским, который представлен общими принципами познаний и категориальным строем науки в целом; общенаучным, который содержит теоретические концепции, применяемые ко всем или большинству научных дисциплин; конкретно-научным, который представлен совокупностью методов, принципов исследования, в конкретной специальной научной дисциплине; технологическим, который включает в себя методику и технику исследования, обеспечивающих получение достоверного эмпирического материала и его обработку.
Философский уровень
Создание педагогических теорий базируется на философских моделях описания мира. Кратко обозначим те основные положения философских направлений, которые наиболее часто лежат в основе педагогических теорий.
1. Неотомизм. Основатель этого направления — известный средневековый философ Фома Аквинский в целях усиления влияния церкви на людей признавал разум как средство, необходимое для доказательства религиозных догм. Он утверждал, что, собирая эмпирические данные, наука все равно не способна раскрыть сущность мира, а высшая истина постигается только путем приближения к Богу, только «сверхразумом». Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающего поколения и
|
|
16 Часть I. Педагогика
считают, что вся система образования должна быть направлена на развитие «досознательного» стремления приблизиться к Богу.
2. Позитивизм и неопозитивизм. Большая часть представителей
этого философского направления — крупные ученые-естественни
ки. Для позитивистов верным и испытанным является только то,
что получено с помощью количественных методов. Абсолютизи
руя методы естественных наук, перенося их в область педагогики,
неопозитивисты отдают приоритет в процессе обучения не его
содержанию, а методам познания, считая, что главное «не знание,
а методы их приобретения». Основной недостаток педагогики
этого философского направления видят в том, что в ней домини
руют бесполезные (с их точки зрения) идеи и абстракции, а не ре
альные факты.
3. Прагматизм. Главное понятие — «опыт», а познание действи
тельности сводится к индивидуальному опыту человека. Отрицая
наличие объективного научного знания, прагматисты утверждают,
что всякое знание истинно, если оно получено в процессе практи
ческой деятельности человека и полезно для него. Основателем
прагматической педагогики является американский ученый
Дж. Дьюи, который выдвинул ряд важнейших принципов обучения
и воспитания: развитие активности детей, возбуждение интереса
как мотива учения ребенка, увеличение практических методов при
обучении и др. Дьюи объявил индивидуальный опыт ребенка осно
вой учебного процесса, считал, что цель образования сводится к
процессу «самовыявления» данных ребенку от рождения инстинк
тов и склонностей. Рассматривая вопросы нравственного воспита
ния, прагматисты утверждали, что человек не должен руководство
ваться в своем поведении заранее сформулированными нормами и
правилами, он должен вести себя так, как диктует ему данная ситуа
ция и поставленная им цель. Нравственно все, что помогает дости
жению личного успеха.
|
|
4. Диалектический материализм. Крупнейшие его представители
К. Маркс и Ф. Энгельс обосновали роль общественной практики в
познании, органично соединили материализм и диалектику. Основ
ные положения этого научного направления сводятся к следующему:
•материя первична, сознание вторично, оно возникает в результате развития материи и является его продуктом;
•явления объективного мира и сознания взаимосвязаны и взаимозависимы и, следовательно, причинно обусловлены;
Глава 1. Общие основы педагогики 17
• все предметы и явления находятся в движении, развитии и изменении.
Педагогика, построенная на методологии диалектического материализма, считает личность объектом и субъектом общественных отношений, предполагает, что ее развитие определено внешними социальными обстоятельствами и природой человеческого организма. Воспитанию отводится решающая роль в развитии личности, а само воспитание рассматривается как сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Важным для этого подхода представляется необходимость рассматривать личность и деятельность в единстве.
5. Экзистенциализм. Основное понятие этого философского наблюдения — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Для экзистенциалистов объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Окружающий мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого человека. Отрицая объективные знания, экзистенциалисты выступают против программ и учебников в школах. Считая, что ценность знаний определяется важностью их для конкретной личности, представители этого научного подхода предлагали учителю предоставлять ученикам полную свободу в освоении этих знаний. Ученик сам должен определять смысл вещей и явлений, при этом ведущую роль, с точки зрения экзистенциалистов, играет не разум, а чувства и вера. Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.