Технологический уровень

Этот уровень включает в себя методику и технологию педагоги­ческих исследований, обеспечивающих получение и анализ досто­верного эмпирического материала. Различают фундаментальные и прикладныепедагогические исследования. Фундаментальные исследо­вания направлены на создание педагогических концепций и новых моделей развития образовательных систем, а прикладные исследо­вания изучают элементы педагогических систем и содержат обо­снование конкретных научно-практических рекомендаций.

Каждое педагогическое исследование предполагает формулировку проблемы, объекта, предмета, цели, задач и гипотезы исследова­ния. Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значи­мость полученных результатов являются критериями качества ис­следования.

Актуальность основана на своевременности и необходимости изучения и решения проблемы для дальнейшего развития теории и практики образования. В общем виде «актуальность» обозначает область расхождения между спросом на научно-практические зна-


20 Часть 1. Педагогика

ния и теми предложениями, которые может предоставить педаго­гическая наука и практика в настоящее время. Это противоречие между возникшей новой потребностью и недостаточностью средств для ее разрешения обычно формулируется как проблема ис­следования, а ее решение определяется как цель исследования.

В качестве объекта исследования выступает то, что содержит в себе противоречие, приводящее к проблемной ситуации (педагоги­ческий процесс, область педагогической действительности). Пред­мет исследования — это часть объекта, наиболее значимые характе­ристики объекта, которые подлежат непосредственному изучению. В соответствии с целью, объектом и предметом исследования опре­деляются задачи, которые, как правило, направлены на проверку ги­потезы (теоретически обоснованные предположения, истинность которых подлежит проверке).

Проведение исследования обычно включает в себя следующие этапы: эмпирический, гипотетический, теоретический (или эксперимен­тально-теоретический) и прогностический. На этих этапах использует­ся система методов научно-практического исследования, которая складывается из собственно педагогических и общенаучных, при­влекаемых педагогикой из других наук.

Методы педагогического исследования

Методы педагогического исследования — это способы изучения педа­гогических явлений, получение научной информации о них с целью установления закономерностей и взаимосвязи этих явлений.

Первую группу методов составляют методы теоретиче­ского исследования. Они необходимы для определения проблем, выдвижения гипотез и оценки собранных фактов.

Эти методы тесно связаны с изучением текстов: трудов класси­ков в области человекознания в целом и педагогики в частности; общих и специальных работ по педагогике; историко-педагогиче-ских документов; периодики педагогической печати, справочной педагогической литературы, учебников и методических пособий по педагогике и смежным наукам.

Изучение литературы дает возможность определить, какие проблемы уже достаточно хорошо изучены, по каким ведутся науч­ные дискуссии, какие вопросы еще не решены. Работа с литерату­рой предполагает использование таких методов, как составление библиографии (перечень источников, отобранных для работы в свя-


Глава 1. Общие основы педагогики 21

зи с исследуемой проблемой), реферирование (краткое переложение основного содержания одной или нескольких работ по общей тема­тике), конспектирование (выделение главньж идей и положений изу­чаемой работы), аннотирование (краткая запись общего содержа­ния книги или статьи), цитирование (дословная запись выражений, фактических или цифровых данных, содержащихся в литератур­ном источнике).

Методы теоретического исследования позволяют выделить и рассмотреть отдельные признаки, особенности, свойства педагоги­ческих явлений. Анализируя отдельные факты, группируя, система­тизируя их, появляется возможность выявить в них общее и осо­бенное. Анализ сопровождается синтезом, он помогает проникнуть в сущность изучаемых педагогических явлений, возможность ви­деть их целостность и системность.

Вторую группу методов педагогического исследования составляют методы изучения педагогического опыта (это скорее эмпирические методы). Такие методы используются для изучения как передового, инновационного педагогического опыта, так и для изучения опыта рядовых учителей.

Данные методы позволяют обнаружить реальные противоре­чия педагогического процесса, назревшие или назревающие проб­лемы. В этой группе методов применяются: наблюдение, беседа, интервью, анкетирование, тестирование, социометрия, изучение продуктов деятельности учащихся, педагогической документации.

Наблюдение представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления, в процессе которого иссле­дователь получает конкретный фактический материал. Наблюде­ние проводится по заранее намеченному плану и имеет следующие этапы: определение цели и задач наблюдения (для чего ведется на­блюдение); выбор объекта, предмета и ситуации (что наблюдать); выбор способа наблюдения (как наблюдать); выбор способов реги­страции (как вести записи); обработка и интерпретация получен­ной информации (каков результат).

Наблюдение может быть включенным (когда исследователь ста­новится членом той группы, в которой ведется наблюдение) или невключенным; открытым или скрытым; сплошным или выбороч­ным; лонгитюдным (продольным) и ретроспективным (обращен­ным к прошлому). Основной недостаток этого метода заключается в том, что на результаты наблюдения оказывают влияние личност-


22 Часть I. Педагогика

ные особенности (установки, интересы, психические состояния) исследователя.

Беседа, интервью и анкетирование составляют блок опросных методов. Беседа применяется с целью получения необходимой ин­формации или разъяснения того, что не было достаточно ясным при наблюдении. Важными условиями проведения беседы являются выбор компетентных респондентов, обоснование и сообщение им мотивов исследования. Беседа проводится по заранее намеченному плану и ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. Разновидностью беседы является интервьюирование, привнесенное в педагогику из социологии. В этом случае исследователь задает зара­нее намеченные вопросы в определенной последовательности, а от­веты открыто фиксирует. Анкетирование — метод массового сбора материала, когда респонденты дают письменные ответы на вопро­сы. Открытая анкета содержит вопросы без сопровождающих гото­вых ответов. Анкета закрытого типа построена так, что на каждый вопрос предлагаются на выбор анкетируемому готовые ответы. Сме­шанная анкета содержит элементы того и другого типа.

Результативность методов опроса (беседы, интервьюирования, анкетирования) во многом зависит от содержания и структуры за­даваемых вопросов, а при очной форме — и от возникшего контак­та между участниками.

Особое место в системе методов исследования занимает тести­рование, которое осуществляется по отобранным стандартизиро­ванным вопросам и заданиям со шкалами их значений для выявле­ния индивидуальных различий тестируемых. Наиболее часто в пе­дагогических исследованиях применяют тесты для выявления успеваемости учащихся и тесты для определения профессиональ­ной предрасположенности людей, а также используют результаты психодиагностических исследований, проведенных психологами (тесты достижений, тесты интеллекта, тесты креативности, лично­стные тесты и т.п.).

Среди методов педагогических исследований большое распро­странение получили социометрические методы, которые позволяют изучать скрытые межличностные отношения в коллективе.

Метод изучения продуктов деятельностиучащихся (письменных, гра­фических, контрольных и творческих работ) может дать информа­цию об индивидуальности учащегося, о достигнутом уровне умений и навыков в той или иной области, о его интересах и способностях.


Глава 1. Общие основы педагогики 23

Метод изучения педагогической документации (классных жур­налов, протоколов собраний и заседаний, личных дел учащихся и их медицинских карт) дает исследователю некоторые объективные данные, которые характеризуют реально сложившуюся практику организации образовательного процесса.

Особую роль в педагогических исследованиях играет экспери­мент — исследовательская деятельность с целью изучения причин­но -следственных связей в педагогических явлениях, которая пред­полагает опытное моделирование педагогического явления и воз­можностей воздействия исследователя на педагогическое явление. В эксперименте обычно выделяют следующие этапы: теоретиче­ский (формулировка проблемы, определение цели, объекта, пред­мета исследования, его задач и гипотез); методический (разработ­ка методики исследования — его плана, программы, методов обра­ботки полученных результатов); собственно эксперимент (создание экспериментальных ситуаций, наблюдение, управление и коррекция); аналитический (количественный и качественный анализ, интерпретация полученных данных, формулирование вы­водов и практических рекомендаций).

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (только устанавливающим реальные состояния процесса) или преобразующим (когда проводится целенаправленное изменение методов, форм и содержания образования с целью более эффек­тивного воздействия на развитие личности или учебного коллек­тива. Преобразующий эксперимент требует наличия контроль­ных групп, которые необходимы для сравнения с эксперименталь­ными.

В педагогических исследованиях для обработки полученных данных применяются математические и статистические методы. Они позволяют оценить результаты эксперимента, повышают на­дежность выводов, дают основания для теоретических обобщений.

Наиболее распространенными из математических методов, применяемых в педагогике, являются регистрация, ранжирование и шкалирование. С помощью статистических методов определяют­ся тенденции в изучаемом явлении, величина отклонений, коэффи­циенты вариаций и др. Эти методы позволяют установить количе­ственные зависимости между изучаемыми явлениями.

Вспомогательными в сборе эмпирического педагогического мате­риала могут выступать психофизиологические методы и методики. На-


24 Часть!. Педагогика

пример, фиксация протекания физиологических процессов: давле­ние крови, частота пульса, устойчивость реакций в определенных си­туациях. Это дает возможность судить о глубине переживаний ребенка, эффективности оказываемых на него педагогических воз­действий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: