Педагогические умения

Говоря об умениях учителя в целом, считают, что в собственно дидактическом плане все они сводятся к трем основаниям: 1) уме­нию переносить известные учителю знания, варианты решения, приемы обучения и воспитания в условиях новой педагогической ситуации; 2) умению находить для каждой педагогической ситуа­ции новое решение; 3) умению создавать новые элементы педаго­гических знаний и идей, конструировать новые примеры решения конкретной педагогической ситуации.

Педагогические умения изучались целым рядом зарубежных и отечественных психологов и педагогов. Рассмотрим в качестве примера классификацию педагогических умений, предложенную А.К. Марковой.


Глава 4. Педагогическая деятельность 83

Первая группа: умение видеть в педагогической ситуации проблему и оформлять ее в виде педагогических задач; умение при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося участника образовательного про­цесса, имеющего собственные мотивы и цели; изучать и преобразо­вывать педагогическую ситуацию; конкретизировать педагогиче­ские задачи в поэтапные и оперативные; принимать оптимальное педагогическое решение в условиях неопределенности, гибко пе­рестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения пе­дагогической ситуации; умение с достоинством выходить из труд­ных педагогических ситуаций; предвидеть близкие и отдаленные результаты решения педагогических задач.

Вторую группу педагогических умений составляют три подгруппы.

го материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения), выделять основные идеи учебного предмета и обнов­лять его содержание за счет использования результатов современ­ных исследований; способность к педагогической интерпретации социальной информации; формирование у обучающихся общих и специальных дидактических умений и навыков, осуществление межпредметных связей.

Подгруппа «кого учить»: умение изучать закономерности и осо­бенности функционирования отдельных психических функций (па­мяти, мышления, внимания, речи и др.) и целостных характери­стик видов деятельности (учебной, трудовой); изучать реальные учебные возможности обучающихся, различать успеваемость и лич­ностные качества учеников; выявлять зону не только наличного, но и ближайшего уровня развития; проектировать и формировать у школьников отсутствующие у них уровни деятельности; осуществ­лять индивидуальный подход к каждому ученику.

Подгруппа «какучить»: умение отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания; умение сравнивать и обобщать педагогические ситуации; организовывать самостоятель­ную учебную деятельность; осуществлять вариативность при реше­нии учебных задач.

Третья группа: умения использовать психолого -педагоги­ческие знания и осведомленность в современном состоянии пси­хологии и педагогики, передового педагогического опыта; хроно-

6*


84 Часть I. Педагогика

метрировать, фиксировать, регистрировать процесс и результаты своего труда; соотносить затруднения учащихся с недочетами в своей работе; умения видеть сильные и слабые стороны своего труда, оценить свой индивидуальный стиль, анализировать и обобщать свой опыт, соотносить его с опытом других учителей; умение строить планы развития своей педагогической деятельно­сти и др.

Четвертая группа: приемы постановки широкого спект­ра названных выше коммуникативных задач, наиглавнейшей из ко­торых является создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнера по обще­нию.

Пятая группа: приемы, способствующие достижению вы­соких уровней общения. К ним относятся: умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика; умение интерпретировать и «чи­тать» его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты); умение встать на точку зрения ученика («децентрация» учителя); создать обстановку доверительности, терпимости к непохожести другого человека; владение средствами, усиливающими воздействие (прие­мы риторики); преимущественное использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисципли­нирующими; преобладание демократического стиля руководства; умение владеть разными ролями как средством предупреждения

конфликтов в общении (например, занять позицию ученика); го-
поблагодарить ученика, при необходимости извиниться
товность к J ' к

перед ним; умение поддерживать равное отношение ко всем детям; отказ от корпоративного стереотипа «учитель всегда прав»; умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуа­ции, не замечать некоторых негативных моментов, быть готовым к улыбке, владеть тонами и полутонами, слушать и слышать ученика, не прерывая его речи и учебных действий; воздействовать на уче­ника не прямо, а косвенно, через создание условий для появления у ученика желаемого качества; умение не бояться обратной связи с учениками; действовать в обстановке публичного выступления, близкой к театральной.

Шестая группа: это прежде всего умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего


Глава 4. Педагогическая деятельность 85

значимость своей профессии, способного противостоять трудно­стям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; реализо­вывать и развивать свои педагогические способности, включая как их перцептивный компонент (понимать и изучать другого челове­ка, сопереживать ему, вставать на его точку зрения), так и управ­ленческий (умения воздействовать не только на поведение и по­ступки ученика, но и на его мотивы, цели); умение управлять свои­ми эмоциональными состояниями, придавая им конструктивный, а не разрушительный характер; осознавать свои позитивные возмож­ности и тем самым способствовать упрочению своей позитивной Я-концепции; умение овладевать эталонами труда (педагогическое мастерство); осуществлять творческий поиск.

Седьмая группа: умение осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего ин­дивидуального стиля, используя все положительное из своих при­родных данных; укреплять свои сильные стороны, устранять сла­бые, использовать компенсаторные звенья способностей, быть от­крытым поиску нового, переходить от уровня мастерства к собственно творческому, новаторскому уровню.

Восьмая группа: умение определять характеристики зна­ний учащихся в начале и в конце учебного года; определять состоя­ние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и само­оценки в учебной деятельности в начале и в конце учебного года; выявлять отдельные показатели обучаемости (активность ориенти­ровки, определять дозированную помощь, необходимую для про­движения данного ученика, выявлять на этой основе причины от­ставания и осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход); умение поэтапно отрабатывать все компоненты обученно-сти обучаемости; стимулировать готовность к самообучению и не­прерывному образованию.

Девятая группа: оценивание учителем состояния воспи­танности и воспитуемости школьников; умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеж­дений школьников; умение учителя увидеть личность ученика в це­лом — во взаимосвязи того, что он говорит, думает и как поступает; умение создавать условия для стимуляции слаборазвитых черт лич­ности отдельных учеников (например, стимулировать активность одного ученика, способствовать снижению тревожности другого, поддержать стремление к лидерству третьего).


86 Часть I. Педагогика


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: