Педагогическая культура — часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.
Педагогическая культура преподавателя предполагает возрождение и самореализацию творчества педагога и воспитанников. Методологической основой педагогической культуры является философская теория диалога культур (B.C. Библер). Феномен культуры определяется через диалог и взаимопроникновение культур прошлых, настоящих, будущих. Педагогическую культуру можно рассматривать как общение двух индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры:
1.Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривает
ся как «Я» в «них» и «ты» в «Я» (взаимопроникновение).
2. Создание педагогического мира как среды духовного, эстети
ческого и интеллектуального развития субъектов педагогического
взаимодействия.
|
|
3. Открытие личности для себя в другой личности.
Педагогическую культуру можно рассматривать как динамическую систему педагогических ценностей, способов деятельности и профессионального поведения преподавателя, это тот уровень образованности, с помощью которого передают профессиональные знания.
В первую группу компонентов педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога — это личное отношение к определенным сторонам действительности, проявляющейся в соответствующем поведении. Педагогическая позиция — это некоторый моральный выбор, который делает преподаватель. Для педагогической позиции характерны две стороны: мировоззренческая (выражается в осознании общественной значимости профессии, убежденности в правильности выбора, ориентации на гуманистические принципы); поведенческая (выражается в способности педагога принимать решения, нести за них ответственность и создавать условия для самореализации личности ребенка).
Глава 4. Педагогическая деятельность 87
Педагогическая позиция реализуется через личностно-профес-сиональные качества педагога, его интересы и духовные потребности. Она включает в себя: направленность личности, которая выражается в убеждениях, социальной активности, гражданственности личности; нравственные качества, гуманизм, объективизм, интеллигентность; отношение к педагогическому труду.
Вторую группу компонентов педагогической культуры составляют педагогические знания и мышление.
Согласно И.Я. Лернеру, знания бывают следующими: методологические — дают представления о путях познания педагогических явлений; теоретические — объясняют и ориентируют педагогов в совершении педагогической теории; общепедагогические, прикладные — знания в отдельных областях педагогического процесса; частноприкладные — знания по отдельным дисциплинам.
|
|
Согласно КВ. Бондаревской, знания подразделяются на методологические, теоретические, технологические, методические.
Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним. Отношение к знаниям определяется уровнем мышления. Педагогическое мышление включает в себя: критическое мышление (подразумевает необходимость анализировать свое взаимодействие с обучаемым); творческую созидательную направленность мышления (педагог не должен быть одинаковым); проблемно-вариативное мышление.
К третьей группе компонентов педагогической культуры относятся профессиональные умения и творческий характер педагогической деятельности.
Группыумений
1.Информационные умения. Включают в себя умение отобрать
и скомпоновать информацию.
2. Умения ставить цели и планировать учебно-воспитательную
деятельность.
3. Организаторские умения.
4. Коммуникативные умения.
5. Умения проводить анализ и самоанализ.
6. Умения морально-волевой организации.
7. Владение педагогической техникой (жесты, мимика).
8. Прикладные умения.
88 Часть I. Педагогика
Общиечертыопытатворческойдеятелъности
1.Запросы преподавателя совпадают с запросами учащихся.
2. Забота о развитии личности учащегося.
3. Опора на активность личности учащегося.
Показателитворческогоопыта
1.Ярко выражено умение анализировать ситуацию с позиции
учащегося (что ему интересно, важно и разовьет его способности).
2. Умение разрабатывать методы и средства, отличные от тра
диционных.
К четвертой группе компонентов педагогической культуры относят саморегуляцию личности и культуры профессионального поведения (в первую очередь, педагогический такт).
Саморегуляция — это поведение в соответствии с педагогическими требованиями, активность в направлении удовлетворения потребностей и интересов детей. Любая саморегуляция реализуется через: нормативный компонент (т.е. это совокупность знаний, по нятий и требований к личности педагога); регулятивный компонент (это чувства, отношения, убеждения, которые реализует педагог в своем поведении) и деятельностно-поведенческий компонент (подразумевает реализацию волевых процессов в направлении контроля и коррекции своего поведения).
Уровни педагогической культуры характеризуют степень сформированное™ ее компонентов. Существует три вида уровней педагогической культуры.
1.Высокий, или профессионально-творческий, уровень. Педа
гог добивается высоких результатов и проявляет необходимые лич
ностные качества.
2. Профессионально-адаптивный уровень.
3. Низкий, или репродуктивно-профессиональный, уровень.
ВОПРОСЫ
1.В чем заключается разница между стилем деятельности и стилем поведе
ния?
2. Каковы социальные и профессиональные функции учителя?
3. В чем состоит своеобразие педагогической профессии?
4. Почему педагогическая деятельность относится к разряду творческих?
Глава 4. Педагогическая деятельность
ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ
1.Требования к личности и профессиональной деятельности педагога в раз
личных образовательных моделях.
2. Понятие педагогической культуры на современном этапе.
3. Проблема психологизации профессионального сознания педагога.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зимняя И.А. Педагогическая психология. Ростов н/Д, 1997.
2. Исаев И. Ф. Теория и практика формирования профессионально-педагогиче
ской культуры преподавания в высшей школе. М., 1993.
|
|
3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М., 1987.
4. Кан-Калик Б.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М., 1990.
5. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя. СПб., 1995.
6. Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
7. Митина Л.М. Учитель как личность и профессионал. М., 1994.
8. Мищенко А.И. Введение в педагогическую профессию. Новосибрск, 1991.
9. Мудрик А.В. Учитель: Мастерство и вдохновение. М., 1986.
10. Профессиональная культура учителя / Под ред. ВА Сластенина. М., 1993.
11. Реан А.А. Психология педагогической деятельности. Ижевск, 1994.
Глава 5. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей