Речь и язык
В психологии разделяются понятия язык и речь. Язык — это система знаков любой природы, служащая средством человеческого общения и мышления. Таким образом, выделяются две основные функции языка (и речи) — передача информации (обще-
32t> Часть II. Психология
ние) и ее обобщение (мышление). Когда говорят о том, что язык включает знаки любой природы, то подразумевают, что язык не обязательно связан со звуковыми сигналами; символика может заключаться как в словах, так и в жестах, мимике, пиктограммах, т.е. разнообразных системах, принимающих на себя символическую функцию (язык цветов, музыки и т.д.). При расшифровке сообщений необходимо помнить, что они часто основываются не на знаковой, но на символической интерпретации, т.е. эта информация не объективна, и понять ее содержание может только тот, кто знает, какой смысл связан с тем ли иным символом (например, что означает тот или иной цветок или жест).
Речь — это исторически сложившаяся форма общения людей по законам данного языка. Ясно, что язык более широкое понятие, чем речь, которая представляет собой один из видов языка.
|
|
Одним из важнейших вопросов, связанных с изучением психологических аспектов речи, является анализ ее связи с мышлением. Мы уже говорили, что самые первые обобщения фиксировались в слове, а общие понятия являются одной из важнейших составляющих сознания. Не оспаривая тесную связь мышления с речью, психологи расходятся в анализе их генетических корней.
Как в отечественной, так и в зарубежной психологической литературе существует две точки зрения на эту проблему — об общности корней мышления и речи и их отличии. Так, П.П. Блонский утверждал, что и речь, и мышление ведут свое происхождение от практической деятельности. Однако в работах Штерна, Пиаже, Выготского было доказано, что мышление и речь имеют разные корни. Например, в работе Выготского «Мышление и речь» было показано, что мышление связано с орудийной деятельностью, а речь — с эмоциональным заражением посредством звукового сигнала. У животных это раздельное существование мышления и речи остается в течение всей жизни, в то время как у человека происходит их соединение, в результате чего и появляется словесно-логическое мышление. Это соединение двух различных процессов — становления мышления и становления речи — происходит у детей в возрасте полугора лет. Это возраст, который отмечали в качестве переломного и Штерн, и Бюлер, и другие ученые, исследовавшие речь детей, характерен тем, что в этот момент резко увеличивается словарный запас детей, появляются вопросы о названии предметов, т.е. происходит, как писал Штерн, «открытие ребенком значения слов». Выготский объяснял
Глава 6. Когнитшш ые-процессы 327
это открытие следующим образом: речь соединяется с мышлением и, таким образом, ребенок начинает осмыслять те звуки, которые употребляет взрослый. При этом, с точки зрения Выготского, слово является для мышления тем знаком, который и превращает наглядно-действенное мышление в высшую психическую функцию.