Виды речи

Выделяют несколько видов речи: письменную и устную. В свою очередь, в устной речи выделяются внешняя (монологическая и диа­логическая), эгоцентрическая и внутренняя виды речи. Владение речью и подразумевает способность передать свою мысль наиболее совершенным способом, т.е. быть понятым другими до конца, уметь передать им не только содержание, но и эмоциональные оттенки со­общения. С этой целью в речи используются разнообразные средст­ва выразительности, специфические для каждого ее вида.

Наиболее развернута письменная речь, которая нуждается в рас­крытии и обосновании каждого высказываемого положения, ведь собеседник в этом случае невидим и невозможно воспользоваться неречевыми средствами выразительности (паузой или мимикой). Особенностью письменной речи является и то, что читатель не зна­ет всех особенностей конкретной ситуации и условий, в которые по­священ собеседник, и автору необходимо как можно быстрее ввести его в курс 'событий. Поэтому любой человек, хотя бы единожды сталкивавшийся с необходимостью передать свои мысли на бумаге, осознает, что наиболее сложным является начало повествования.

В качестве выразительных средств в письменной речи исполь­зуются прежде всего знаки препинания и синонимы. Например, в строках Пушкина «Идет, ему коня подводят. Ретив и смирен вер­ный конь» можно заменить одно слово (заменить слово «конь» на слово «лошадь»: «Идет, ему подводят лошадь. Ретива и смирна вер­ная лошадь»), как полностью изменяются смысл, интонация, хотя содержание сохраняется. В некоторых случаях может измениться и содержание, например при помощи знака препинания: «Довольно, стыдно мне» или «Довольно стыдно мне». Необходимость исполь­зовать распространенные предложения, синонимы и знаки препи­нания делает письменную речь наиболее развернутой и одновре­менно наиболее понятной из всех видов речи, хотя, как будет пока­зано в дальнейшем, полностью смысл, вкладываемый автором, и смысл, воспринимаемый читателем, никогда не совпадают. <


Часть II. Психология

ется к письменной, хотя непосредственный контакт со слушающим и его вовлеченность в ситуацию делают эту речь более контекст­ной, облегчая передачу информации. Необходимость донести со­общение полностью заставляет прибегать говорящего к разверну­тым фразам, повторениям, синонимам, что и является общим с письменной речью.

Наиболее легкая для построения и понимания собеседников диалогическая речь, которая не требует развернутости изложения, ведь оба говорящих осознают ситуацию, знают ее детали, им обыч­но понятны позиции и переживания друг друга. Важным моментом является и то., что в этом случае идет беседа, а не односторонний обмен информацией, поэтому сообщения могут дополняться, пре­рываться собеседниками.

Средства выразительности, усиливающие смысл сообщения и помогающие его адекватному пониманию, общие у всех видов устной речи — и у монолога, и у диалога. Это мимика, интонации, паузы, а также контакт глаз, расстояние между разговаривающими, жесты.

Известно, что выразительная пауза иногда может «сказать» больше о переживаниях человека, его отношении к событию. Это же относится и к интонации, которая подчеркивает субъективный смысл передаваемой информации, ее эмоциональный контекст. Важно помнить, что интонация иногда воспринимается как пер­вичная по отношению к слову, более значимая. Так, маленькие дети часто реагируют на агрессивные, отчужденные интонации взрослых, хотя само содержание может быть нейтральным или даже доброжелательным. Невербальные средства выразительности используются и для внушения определенной установки или дея­тельности. Особенно часто такое внушение используется в моноло­ге, который рассчитан на то, чтобы вызвать у слушателей пережи­вания, стремление действовать в направлении, нужном оратору. Контакт глаз, как правило, направлен на установление доверитель­ных отношений между говорящими, он усиливает эмоциональный тон сообщения. В то же время важно помнить и о том, что контакт глаз может вызвать агрессию, так как прямой, неожиданный взгляд в глаза другому расценивается часто как вызов.

Важно помнить и о том, что дистанция между собеседниками, комфортная для обоих, существенно различна у разных людей и в


Глава 6. Когнитивные процессы 329

разных культурах, так же как и активность жестикуляции. Извест­но, что северные народы предпочитают большую дистанцию, чем южные, а также меньшую насыщенность речи жестами и слишком эмоциональными интонациями.

Эгоцентрическая речь, промежуточная между внешней и внутрен­ней видами речи, является внешней по форме и внутренней по со­держанию. Примером эгоцентрических высказываний могут слу­жить «размышления вслух», отдельные замечания, понятные толь­ко в контексте общей ситуации, высказанные вслух междометия типа: ах, ой, неужели. С внутренней речью эгоцентрическую род­нит ее непонятность для окружающих, ориентация на самого вы­сказывающегося, на его мысли и переживания. Общим является и свернутый характер высказываний, предикативность (т.е. исполь­зование преимущественно глаголов) и в эгоцентрической, и во внутренней речи. Такие сокращения возможны только в том слу­чае, когда речь не нуждается в дополнительных пояснениях, рас­крывающих суть ситуации. Так, люди, стоящие на остановке в ожи­дании автобуса, не нуждаются в разъяснении высказывания одного из стоящих «Идет», однако в любой другой ситуации необходимо пояснить, кто и куда направляется, т.е. речь должна быть разверну­той, а не свернутой, предикативной. Такие ситуации в диалоге крайне редки, так как очень редкими являются случаи полного взаимопонимания партнеров по диалогу. Ярким примером такого полного духовного единения, при котором не нужны пояснения, служит описанная Л. Толстым ситуация объяснения Кити и Левина по первым буквам слов, которые они хотели сказать друг другу.

Этот вид речи впервые был описан Ж. Пиаже и назван им эго­центрической, так как Пиаже тесно связывал ее с эгоцентризмом в мышлении, свойственным детям дошкольного возраста. Именно в это время наиболее часто встречаются эгоцентрические высказы­вания, которые у взрослых людей наблюдаются редко, обычно только в состоянии сильного возбуждения.

Повторив эксперименты Пиаже, Выготский пришел к мысли о том, что эгоцентрическая речь является своеобразной стадией внешнего знака для мышления, т.е. внутренняя речь, тесно связан­ная с мышлением, появляется благодаря интериоризации эгоцент­рической речи. С этой точки зрения эгоцентрические высказыва­ния детей, открытые Пиаже, не исчезали после 7—8 лет, но перехо­дили во внутренний план.


330 Часть II. Психология

Исследования эгоцентрической речи пересекаются с анализом внутренней речи, причин ее возникновения и ее функций. Если Вы­готский считал, что внутренняя речь появляется только к дошколь­ному возрасту, то Блонский (а позднее и другие психологи) доказы­вал одномоментность происхождения всех видов речи. Говоря о развитии внутренней речи, Блонский подчеркивал, что она возни­кает, как и внешняя, из слушания и внутреннего повторения речи других. Таким образом, он выдвигал теорию подражания как осно­ву возникновения внутренней речи, что и было позднее доказано в значительном количестве экспериментов.

Однако необходимо помнить о том, что внутренняя речь имеет несколько функций, в том числе и функции планирования и обоб­щения. Эти виды внутренней речи появляются не сразу, но только к дошкольному возрасту. Их становление связано с появлением об­разного мышления и ориентировки, на основе которой и возника­ет планирование действий. Внутренние же высказывания и повто­рение информации «про себя» возникают очень рано, уже к концу первого года жизни.

Формы слова

Для более точного и полного понимания закономерностей формирования и психологического воздействия речи выделяют разные формы слова — внешнюю (звуковую), внутреннюю (образ, представление) и значение.

Внешняя форма может изменяться (изменения ударения, про­изношения), некоторые слова появляются или исчезают из речи. Например, мы почти не употребляем таких слов, как «вёдро», «ин-флюэнция» и т.д., а слово «красный» практически потеряло свое первоначальное значение «красивый» и употребляется в качестве прилагательного. Для обозначения некоторых понятий могут изоб­ретаться и вводиться в оборот новые звуковые формы (телевизор, компьютер и т.д.). Некоторые слова вводятся в оборот поэтами; так, В. Хлебников использовал слова «смеярыши, мечточи», а И. Северянин — «грезерки, сюрпризерки» и т.д. Тот факт, что мы понимаем смысл этих слов, доказывает, что внешняя форма слова не является ведущей в речи, она только означает предмет, не выра­жая сама по себе его сути. Именно об этом писал Шекспир: «..то, что зовем мы розой, и под другим названьем сохранило б свой сладкий аромат...»


Глава G. Когнитивные процессы 331

Внутренняя форма слова — это то представление, тот образ, ко­торый мы соединяем с определенной звуковой формой. Важность синонимов, о которой говорилось выше, связана как раз с внутрен­ней формой, так как образы, относящиеся к словам «конь» и «ло­шадь» существенно разнятся, хотя значения их тождественны. О роли внутренней формы говорит и следующий пример. В перво­начальном варианте стихотворения «Анчар» Пушкина были следу­ющие строки:

В пустыне тощей и глухой, На почве, зноем раскаленной, Анчар, как грозный часовой, Растет — один во всей вселенной.

Впоследствии поэт заменил несколько слов:

В пустыне чахлой и скупой,... Анчар, как грозный часовой, Стоит — один во всей вселенной.

Образ, который вызывают новые строки, существенно изме­нился, создавая впечатление непоколебимости и стойкости в са­мых невероятных условиях, которого не было в первом варианте. Этот пример показывает, что важность внутренней формы слова связана с тем, что именно она вызывает определенный эмоцио­нальный отклик, так называемые эстетические переживания.

Воздействие речи, особенно речи поэтической, связано с гиб­костью внутренней формы, так как в этом случае каждый читатель может вызвать субъективно значимые представления, наполнен­ные эмоциональными переживаниями. В противном случае произ­ведение может быть понято, но не будет принято, не станет частью внутреннего мира человека. О важности эмоционального отклика на события внешнего мира, в том числе и на художественные про­изведения, более подробно речь пойдет в следующей главе. Разни­ца во внутренних формах одного и того же слова у разных людей объясняет приведенное выше утверждение о том, что «всякое по­нимание есть непонимание». Ведь полностью, до конца понять со­общение — значит тождественно воспроизвести не только внеш­нюю форму и значение, но и внутреннюю форму, которая редко совпадает у разных людей вследствие их разного опыта, глубины переживаний, отношения к миру и т.д.

Значение слова — это та единица, которая связывает мышление и речь. Слово без значения не существует, мы уже говорили о том,


332 Часть II. Психология

что и придумано оно было для фиксации обобщений, понятий об объектах окружающего мира. Если внутренняя форма слова — это субъективная его часть, то значение слова — объективная, оно сов­падает у всех людей, именно оно дает возможность понимания, пе­редачи информации. Значение помогает и оформлять собствен­ные мысли в понятные как себе, так и другим высказывания. Как нет слова без мысли, так нет и обобщенной мысли без слова, если не считать эмоциональных восклицаний, типа приведенных ранее эгоцентрических высказываний. Только не оформившаяся, не до конца осознанная мысль еще «не одета» в оболочку слова, а потому плохо понимается самим субъектом, не удерживается у него в памя­ти. Именно это состояние было передано Мандельштамом в его строках:

Я слово позабыл, что я хотел сказать...

...И мькль бесплотная в чертог теней вернется.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: