Интерактивная сторона общения

Последним процессом или стороной общения является инте­ракция, т.е. взаимодействие людей. Это направление изучает по­строение общей стратегии взаимодействия партнеров, способы об-


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 445

мена действиями, что связано с необходимостью согласования пла­нов этих действия с анализом «вкладов» каждого участника.

Значение интеракции для развития общения и личности чело­века впервые было раскрыто в трудах Д.Г. Мида, разработавшего теорию символического интеракционизма. Он доказывал, что лич­ность человека формируется в процессе его взаимодействия с дру­гими, являясь моделью тех межличностных отношений, которые наиболее часто повторяются в процессе его жизни. Так как в обще­нии с разными людьми субъект играет разные «роли», то его лич­ность является как бы объединением различных ролей, которые он постоянно на себя принимает, причем язык играет здесь цент­ральную роль.

Вначале ребенок не имеет самосознания, но благодаря социаль­ному взаимодействию, общению и языку у него развивается самосо­знание, он учится играть роли и получает опыт социального взаи­модействия. Этот опыт дает ему возможность объективно оценить свое поведение, т.е. у него возникает осознание себя как социаль­ного субъекта. Большое значение как в формировании, так и в осознании себя и своих ролей имеет сюжетная игра, в которой дети впервые учатся принимать на себя различные роли и соблю­дать определенные правила при их выполнении. Таким образом, идея Я возникает из социального окружения, и в связи с существо­ванием множества социальных сред существует возможность раз­вития множества разных типов Я.

Теория Мида называется также и теорией ожиданий, так как, по его мнению, люди проигрывают свои роли в зависимости от ожиданий окружающих. Именно в зависимости от ожиданий и от прошлого опыта (наблюдения за родителями, знакомыми) дети по-разному играют одни и те же роли. Так, роль ученика ребенок, от которого родители ожидают только отличных отметок, играет иначе, чем играет свою роль ребенок, которого «сдали» в школу только потому, что это надо и чтобы он хотя бы полдня не «пугал­ся под ногами» дома.

Д. Мид также различает игры сюжетные и игры с правилами. Сюжетные игры учат детей принимать и играть различные роли, изменять их по ходу игры так же, как это потом придется делать и в жизни. До начала этих игр дети знают только одну роль — ребен­ка в своей семье, теперь они учатся быть и мамой, и летчиком, и товаром, и учеником. Игры с правилами помогают детям развить


446 Часть И. Психология

произвольность поведения, овладеть теми нормами, которые при­няты в обществе, поскольку в этих играх существует, как пишет Мид, «обобщенный другой», т.е. правило, которое дети должны вы­полнять. Понятие «обобщенный другой» было введено Мидом для того, чтобы объяснить, почему дети выполняют правила в игре, но не могут еще их выполнить в реальной жизни. С его точки зрения, в игре правило является как бы еще одним обобщенным партне­ром, который со стороны следит за деятельностью детей, не позво­ляя им отклоняться от нормы.

В своих работах Мид впервые обратился к проблемам социаль­ного взаимодействия, показав его значение для научения, развития психики человека. Продолжая это направление исследований, Э. Берн в своей теории трансактного анализа проанализировал условия эффективности интеракции: согласование позиций, зани­маемых партнерами, ситуаций и стиля взаимодействия, адекватно­го для каждой ситуации. Простейшие модели интеракции приво­дятся и в «теории диадического взаимодействия» (Д. Тибо, Г. Кел-ли), использующей аппарат математической теории игр.

Анализ содержательной стороны взаимодействия позволил вы­делить два основных его типа — кооперацию и конкуренцию, которые исходят из двух противоположных тенденций в совместной дея­тельности — согласия, контакта и разобщения, конфликта, при этом конфликт выделяется и как особый случай взаимодействия. Исследование четырех основных характеристик конфликта — структуры, динамики, функций и типологии, стало предметом осо­бой области социальной психологии — конфликтологии.

Исследуя процесс совместной деятельности, В.М. Бехтерев выде­лил людей, склонных к коллективной или индивидуальной деятельно­сти, анализируя, что происходит с личностью, когда она становится участником группового взаимодействия. Оказалось, что существуют люди, у которых происходит ухудшение продуктивности выполняе­мой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторон­них людей или наблюдателей. Это явление получило название ингиби-ции. Противоположное свойство, получившее название фасилитации, связано с существенным повышением скорости и качества выполняе­мой деятельности в группе или в присутствии наблюдателей. Склон­ность к фасилитации или ингибиции связана во многом с индивиду­альными особенностями человека, а также с характером выполняе­мой деятельности и степенью группового давления.


Глава 9. Общие вопросы социальной психологии 447


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: