Современноепониманиемеханизмов психологическогоразвития изащиты

В результате исследований, проводившихся в разных психоло­гических направлениях, было выявлено несколько основных меха­низмов развития - интериоризация, идентификация, отчуждение, ком­пенсация, которые направляют и наполняют содержанием процесс становления психики, в том числе и ту его сторону, которая связа­на с саморазвертыванием индивидуальных задатков. В работе этих механизмов развития всегда присутствует эмоциональный компо­нент (эмоциональное заражение, опосредование и т.д.), который регулирует деятельность и придает ей личностный смысл.

Кроме механизмов развития учеными были выделены и меха-низмы психологической защиты, помогающие процессуразвития и оп­тимизирующие его течение, предотвращая (по возможности) от­клонения на этом пути. Эти ведущие механизмы — конформизм, уход, агрессия, вытеснение, сублимация, проекция, регрессия, рационализация — частично связаны между собой и дополняют друг друга.

О механизме интериоризации писали многие ученые, анализи­ровавшие способы присвоения и использования человеком значи­мых в его культуре понятий. Ведущее место этот механизм разви­тия занимал в теориях Сеченова, Выготского, Торндайка, Уотсона, Штерна. Идея о том, что интериоризация связана, прежде всего, с прямым подкреплением действия (положительным или отрица­тельным), была пересмотрена в работах А. Бандуры.

Открытие идентификации и ее роли в развитии психики при­надлежит 3. Фрейду, который подчеркивал роль идентификации с близким взрослым своего пола в процессе формирования Су-пер-Эго. Эмоциональная насыщенность процесса отождествления не только помогает эффективнее присвоить черты объекта иден­тификации, но и направляет развитие детей.

В дальнейшем исследования идентификации показали что, как правило, круг людей, с которыми отождествляет себя ребенок, шире упомянутого Фрейдом и не строится исключительно по при­знаку пола. Важным было и изучение того, как с возрастом расши­ряется этот круг, включая объекты более широкого социального окружения, а также стереотипы, поставляемые культурой и средст­вами информации.

В работах психологов, ориентированных на экзистенциальную философию, в частности в трудах А. Маслоу, наряду с механизмом


480 Часть II. Психология

идентификации описывается и механизм отчуждения, также свя­занный с процессом развития личности, сохранения ее цельности и тождественности самой себе — самоидентичности.

Особое значение в процессе развития играет механизм компен­сации, о котором писал А. Адлер. Важность этого механизма в том, что он описывает влияние на процесс развития не только внешних, социальных факторов (как интериоризация и идентификация), но и внутренних, таких как способности человека, его индивидуальные особенности. Не удивительно, что на основе разных видов компен­сации Адлер выстроил свою типологию личности детей.

Не менее значимо и то, что компенсация дает возможность вы­работать индивидуальный стиль жизни, адекватный как для данно­го человека, так и для окружающих. Так как практически ни одна структура индивидуальности не является абсолютно положитель­ной или абсолютно отрицательной, компенсация показывает воз­можность для любого ребенка найти свой стиль социализации и свою социальную группу. Нормативность при действии этого меха­низма выстраивается на основе индивидуального набора качеств, присущих конкретному человеку. Компенсация раскрывает перед взрослым широкий спектр возможностей, не ломая ребенка, не на­вязывая ему неприемлемых для него форм деятельности и обще­ния, помочь преодолеть собственные недостатки за счет имеющих­ся у него достоинств.

Говоря о механизмах развития, необходимо подчеркнуть, что их роль в психическом становлении разных людей неодинакова, она меняется даже в течение жизни человека, однако в той или иной мере каждый из этих механизмов присутствует, выполняя свои функции.

В ранние годы жизни на первый план выходят такие механиз­мы, как интериоризация (прежде всего культуры, знаний, правил и норм того общества, в котором живет ребенок), а также идентифи­кация с окружающими. В зрелом и особенно в пожилом возрасте эти механизмы уже не имеют прежнего значения. Снижение роли интериоризации приводит к тому, что новые знания формируются с большим трудом, их трудно наполнить эмоциональными пережи­ваниями, с тем чтобы сформировались новые мотивы. Поэтому у людей пожилого возраста с трудом формируются новые ролевые отношения, эти люди с трудом привыкают к новым ценностям и новым представлениям о себе и других.


Глава 8. Индивидуальность и личность 431

Уменьшение значения идентификации связано с тем, что груп­па общения (друзья, семья) уже создана и в этом возрасте уже поч­ти не пересматривается. Существенно затруднена и социальная идентификация, т.е. выбор новой социальной или национальной группы, к которой себя относит человек. Поэтому так сложна адап­тация к новой среде (социальной, культурной, даже экологиче­ской) в этом возрасте.

Изменяется и роль механизма отчуждения, значение которого, напротив, с возрастом увеличивается. Как правило, максимального развития этот механизм достигает в зрелом возрасте, что связано с осознанием себя, своей личностной цельности и уникальности, стремлением отгородить свой внутренний мир от чужого вмеша­тельства. В пожилом возрасте активность отчуждения снижается, но в некоторых случаях, как правило, связанных с нарушением со­циальной идентичности и возникновением агрессии или ухода от новой социальной среды, его роль может не только не уменьшить­ся, но и увеличиться и охватывать как внутренний, так и внешний план деятельности.

Возрастает в процессе онтогенеза и значение механизма ком­пенсации. У детей низкий уровень рефлексии, адекватной оценки своей индивидуальности препятствует сознательной компенсации своих недостатков и слабостей. Бессознательной же компенсации часто препятствует навязанный взрослыми стиль деятельности. Поэтому полноценное функционирование этого механизма в пер­вые годы жизни ребенка связано прежде всего с правильным отно­шением со стороны взрослого и его пониманием индивидуально­сти ребенка.

По мере осознания своих личностных качеств и способностей возрастают и возможности компенсации. Включение этого меха­низма в зрелости во многом обеспечивает самореализацию челове­ка и его личностный и творческий рост. В пожилом возрасте роль компенсации не уменьшается, но возрастает, при этом деятель­ность механизма направлена уже не только на компенсацию своих индивидуальных слабостей, но и своих потерь — сил, здоровья, ста­туса, группы поддержки. Поэтому для нормального протекания процесса старения очень важно развивать у людей пожилого возра­ста именно этот механизм психической жизни.

В то же время необходимо обращать внимание и на то, чтобы в любом возрасте доминировал прежде всего адекватный и полный


432 Часть //. Психология

вид компенсации. То есть этот механизм должен функционировать так, чтобы человек не уходил в мнимую компенсацию — обычно в свою болезнь, преувеличивая свои хвори и немощи с тем, чтобы вызвать к себе внимание, интерес и жалость, а то и добиться более ощутимых материальных привилегий. С этой точки зрения стано­вится понятной важность обучения новым видам деятельности, развития креативности, появления нового хобби и проявления лю­бых форм творчества, так как с их помощью развивается полная компенсация.

Кроме основных механизмов, обогащающих психику человека новым содержанием, существуют, как уже говорилось выше, за­щитные механизмы, позволяющие преодолеть те барьеры и лич­ностные конфликты, которые возникают у людей в процессе раз­вития.

Если о механизмах развития говорилось и до 3. Фрейда, то идея защитных механизмов принадлежит исключительно ему. Он считал, что возможность поддерживать свое психическое здоровье зависит от механизмов психологической защиты, главными из ко­торых являются вытеснение, регрессия, рационализация, проекция и суб­лимация. В дальнейшем некоторые взгляды Фрейда на функциони­рование защитных механизмов были пересмотрены, в частности было показано, что их работа помогает преодолеть и внешние фру­страции, конфликты, возникающие между обществом и субъектом. Исходя из этого К. Хорни прибавила к выделенным Фрейдом еще три защитных механизма— конформизм, уходн агрессию. Ксходным принципам деятельности психологической защиты пришел и Э. Фромм, который дополнил список еще двумя механизмами — са­дизм и мазохизм.

Таким образом, в современной психологии развития выделяют­ся защитные механизмы, направленные на преодоление внутри-личностных конфликтов, и механизмы, которые оптимизируют об­щение человека с окружающими. При этом причиной этих соци­альных конфликтов, как правило, являются личностные проблемы, неадекватность представлений о себе, демонстратив-ность, тревожность и т.д.

В то время как большинство психологов рассматривало прежде всего позитивные аспекты действия психологической защиты, гу­манистическая психология подчеркивала и их отрицательную сто­рону. Психологическая защита возникает в связи с необходимо-


Глава 8. Индивидуальность и личность 433

стью постоянно игнорировать сигналы о собственной несостоя­тельности или недостаточной успешности, которые приходят к субъекту из внешнего мира. Боязнь изменить свою самооценку, к которой человек привык и которую он уже считает действительно своей, приводит к отчуждению своего опыта от сознания. Поэтому, помогая избежать невроза, психологическая защита останавливает личностный рост, и в этом состоит негативный аспект ее воздейст­вия, подчеркиваемый Маслоу, Роджерсом и другими учеными. В ка­кой-то степени причина этого противоречия становится ясной, если вспомнить о том, что для психоанализа развитие — это адапта­ция к среде, нахождение определенной экологической ниши, в которой личность находит способ уйти от давления среды. Психо­логическая защита помогает такой адаптации к окружающему и, следовательно, с точки зрения гуманистической психологии пре­пятствует личностному росту. Таким образом, противоположные взгляды на сам процесс развития личности и приводят к противо­положным взглядам на роль психологической защиты в этом раз­витии.

Работы Левина, Маслоу, Роджерса, Леонтьева, Рубинштейна дали возможность выделить разные уровни в развитии личности, связав их с диспозицией индивидуальных черт человека. Если со­циальный аспект, формирование активности, помогающей субъек­ту не только актуализировать свои индивидуальные потребности, но и выбрать наиболее адекватный способ их удовлетворения, раз­вивается практически у всех людей, живущих в обществе и нор­мально социализирующихся в нем, то о собственно личностном свободном выборе можно говорить лишь применительно к отдель­ным людям или ситуациям. Возможность преодолеть давление «психологического поля» ради самореализации, претворения в жизнь наиболее значимых стремлений помогает человеку ощущать свою самоактуализированность, но может привести и к конфлик­там, если становится самоцелью. Поэтому понятие «личностный рост» подразумевает и адекватность, дифференцированность Я-концепции, и способность осознать ситуацию с позиции других людей, и способность к рефлексии. Способы развития этих ка­честв, так же как и методы, помогающие людям преодолеть встаю­щие перед ними трудности и отклонения в процессе становления личности, и являются наиболее актуальными вопросами современ­ной психологии личности.

28-4455


434 Часть П. Психология

ВОПРОСЫ

1.В чем сущность понятия «индивид»?

2. Как определяется содержание индивидуальности?

3. Какие психодинамические качества выделены в настоящее время?

4. Что такое индивидуальный стиль деятельности и как он связан с психодина­
микой?

5. В чем сущность типологии Юнга?

6. Какую структуру интегральной индивидуальности разработал Олпорт?

7. Какова структура личности в теории Фрейда?

8. Чем отличаются взгляды Юнга и Адлера от ортодоксального психоанализа?

9. Что нового было внесено в классический психоанализ Хорни?

10. Как изменил понятие социального окружения Фромм?

11.Какие виды идентичности выделены Эриксоном?

12. В чем сущность концепции личности Левина?

13. Что такое самоактуализация с точки зрения Маслоу?

14. Какие требования к самооценке выдвигал Роджерс?

15. Как развивается Я-концепция?

16. Какие механизмы развития личности описаны в современной психологии?

17. В чем значение механизмов психологической защиты?

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ

1.Личность и субъект как уровни личностного роста.

2. Ортодоксальность и творчество в концепции 3. Фрейда.

3. Общая характеристика психоаналитического и экзистенциального подхода
к проблеме личности.

4. Индивидуальные качества и их роль в создании индивидуального стиля жизни.

5. Развитие психоаналитического направления во второй половине XX в.

ЛИТЕРАТУРА

1. Леонтьев АН. Избр. психол. произв. М., 1983.

2. Мерлин В.М. Психология индивидуальности. М.; Воронеж, 1996.

3. Психология личности: Тексты. М., 1982.

4. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности челове­
ка. М., 1988.

5. Хъелл Л., Зиглер Д. Теории личности. СПб., 1997.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: