Преимущества и недостатки рыночного механизма

К преимуществам относят:

- экономическую демократию – свободу выбора и действий потребителей и покупателей (они независимы в принятии своих решений, заключении сделок);

- эффективное распределение ресурсов;

- гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям, способность к удовлетворению

- разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг, быстрой корректировке

- неравновесия.

Недостатки («провалы») рыночного механизма:

- не способствует сохранению невоспроизводимых природных ресурсов – не имеет механизма

- защиты окружающей среды и не может регулировать использование ресурсов, принадлежащих

- всему человечеству (например, богатств океана);

- способствует принятию решений, эффективных в краткосрочном периоде, но им игнорируются

- потенциально негативные отдаленные последствия принимаемых решений;

- не создает стимулы для производства общественных благ;

- развивается неравномерно, импульсно;

- не ориентирован на решение социальных проблем.

Теорема Коуза (1960 г) — положение новой институциональной экономической теории, согласно которой при нулевых транзакционных издержках рынок справляется с любыми внешними эффектами.

Р. Коуз сделал вывод, что если права собственности ясно определены и предписаны, если люди согласны твердо придерживаться результатов добровольного обмен, то никаких внешних эффектов не возникает.

Вопрос 22. Типы рыночных структур. Совершенная конкуренция.

Рыночная структура предполагает учёт количества возможных продавцов и покупателей в доле и объёме продаж (покупок).

Конкуренция – это свободное соревнование между производителями и покупателями за получение максимальной прибыли.

Экономическая наука различает 4 основных ситуации на рынке:

- чистую конкуренцию

- чистую монополию

- монополистическую конкуренцию

- олигополию

Рынок совершенной (чистой) конкуренции обладает следующими признаками:

1. Количество продавцов на рынке очень большое (70-100%), сговор невозможен.

2. Стандартизированная продукция.

3. Отсутствует контроль над ценой.

4. Условие вступления в отрасль лёгкие, препятствий нет.

5. Отсутствие неценовой конкуренции.

Примером является рынок сельхозпродуктов, рынок ценных бумаг.

Это идеальная рыночная структура, к которой реальные рынки могут только в разной степени стремится.

Вопрос 23. Рынок несовершенной конкуренции. Понятие монополии

Таблица 1- Рыночные структуры несовершенной конкуренции

Модели рынка несовершенной конкуренции Количество фирм в отрасли Характер продукции Входные барьеры Контроль над ценой
Чистая монополия Одна фирма (отрасль представлена одной фирмой) Однородная продукция, не имеющая субститутов Высокие: патенты, лицензии, собственность на редкие виды сырья; эффект масштаба Полный
Дуополия Две фирмы Однородная Аналогичные монополии Частичный
Олигополия Малое количество фирм Однородная или с незначительной дифференциацией Аналогичные монополии Частичный
Монополистическая конкуренция Множество фирм Разнородная продукция Барьеры отсутствуют Слабый

Барьеры, ограничивающие вход на рынок:

1. Эффект масштаба – это естественная монополия, которая имеет место в том случае, когда товар или услуга могут быть произведены одной фирмой при более низких средних издержках, чем если бы их производили две фирмы или более. (Нерационально в создании города двух сетей канализации)

2. Собственность на важнейшие виды сырья. (Большинство алмазных рудников находятся под эффективным контролем корпорации De Beers).

3. Патенты и лицензии.

Патент – это документ, удостоверяющий исключительное право автора на распоряжение созданным им благом (технологией).

Лицензия – это разрешение государственного или местного органа власти на право ведения определённого вида деятельности. Продажа алкогольных напитков только по разрешению государственных органов.

Монополия в чистом виде явление крайне редкое.

Монопсония – это один покупатель и много продавцов.

В условиях чистой монополии мы встречаемся с единственным продавцом товара, не имеющим близких субститутов (заменителей). Монополист обладает определенной властью над ценой. Монополист устанавливает такой уровень цены, при котором прибыль будет максимальной. Кривая спроса на продукцию монополии абсолютно неэластична. Линия D показывает, что при любых, даже очень высоких ценах, покупатель все равно будет приобретать товар в количестве Q1.


В реальной жизни практически невозможно найти ситуацию, когда бы на рынке действовал один продавец и производитель товаров.

Рисунок 38 - Кривая спроса в условиях чистой монополии

Функция спроса на товар является заданной, т.е. монополист не в силах ее изменить. Следовательно, если монополист в состоянии сознательно повышать цену, то он не в состоянии при этом еще и устанавливать объем спроса. Если монополист захватил рынок, то кривая спроса на его продукцию - это отраслевая кривая спроса. В случае фирмы - несовершенного конкурента кривая спроса D имеет отрицательный наклон, поскольку, чем больше количество товаров, которое намерена продать фирма, тем ниже должна быть цена, которую она установит. Следовательно, когда фирма – монополист выбрасывает на рынок большое количество товара, цена на него падает.

Условие равновесия фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периодах, можно сформулировать следующим образом - MR=MC. MR – предельный доход, т. е. доход от продажи каждой дополнительной единицы продукции. MC – предельные издержки, т. е. издержки, которые несет фирма при производстве каждой следующей единицы продукции. На рынке совершенной конкуренции предельный доход всегда равен цене, поэтому условие равновесия приобретает вид – MC= p. Другими словами, пока предельные издержки будут меньше чем предельный доход, фирма может расширять производство. Если предельные издержки начнут превышать предельный доход, фирма будет нести убытки.

В условиях чистой монополии равновесие фирмы (равенство предельных издержек и предельного дохода MR=MC) достигается при таком объеме производства, достигается при таком объеме производства, когда средние издержки не достигают своего минимума. Цена при этом выше средних издержек. При совершенной конкуренции соблюдается равенство MR=MC=p=AC. При несовершенной конкуренции MR=MC< AC < p.


Рисунок 39 - Равновесие монополии в краткосрочном периоде

На рисунке видно, что равновесие фирмы определяется точкой E (точкой пересечения MR и MC) от которой проводим вертикаль к кривой спроса D. таким образом, мы узнаем цену, обеспечивающую наибольшую прибыль. Эта цена установится на уровне E. Затененный прямоугольник показывает величину монопольной прибыли.

Установление фирмой цены на уровне точки E2 было бы невыгодно для фирмы монополиста. В этой точке MC=AC=P. Но при этом MC > MR. Для фирмы в этом случае расширение производства будет сопровождаться дополнительными затратами, большими чем дополнительный доход.

Монопольная прибыль в условиях несовершенной конкуренции трактуется как излишек над нормальной прибылью. Но насколько устойчиво это превышение над нормальной прибылью? Если барьеры вхождения в отрасль достаточно высоки, то монопольная прибыль приобретает устойчивый характер. В долгосрочной перспективе любая монополия является открытой, поэтому в длительном периоде времени действует тенденция к исчезновению монопольной прибыли по мере внедрения в отрасль монопольных производителей. Графически это означает, что кривая средних издержек AC будет лишь касаться кривой спроса.

Вопрос 24. Характеристика рынков монополистической

конкуренции и олигополии

Монополистическая конкуренция – много крупных фирм производящих похожую, но не одинаковую продукцию. Лёгкий вход и выход из отрасли, информация о товарах доступна.

Экономическое соперничество принимает форму неценовой конкуренции в виде дифференциации (различия) продуктов.

Пример – косметические фирмы, производители одежды, продуктов. Каждая фирма обладает относительно небольшой долей рынка.

Эта модель монополистической конкуренции описывает многие реально существующие рынки.

Олигополия – это преобладающая форма рыночной структуры. Конкурируют между собой несколько крупных фирм (от 2 до 10). Вступление в отрасль новых фирм затруднено барьерами, аналогичными рынку монополии. Товары фирм – олигополистов могут быть, как однородны – нефть, руда сталь, так и дифференцированы – автомобили, бытовая техника.

Характерная особенность рынка олигополии – зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения конкурентов. Фирмы при выработке своей ценовой политики учитывают реакцию конкурентов. Иногда производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда даже открытое) соглашение о дележе рынка – картельное соглашение – картель ОПЕК.

Вопросы для закрепления

1. Покажите на примерах, в чем заключается различие между явными и скрытыми издержками?

2. Проиллюстрируйте на примерах закон убывающей отдачи факторов производства.

3. Почему в краткосрочном периоде все издержки делятся на постоянные и переменные?

4. Каковы явные и скрытые издержки учебы в техникуме?

5. Дайте понятие эффективному размеру предприятия, опираясь на эффект масштаба,

6. Какие типы конкурентных рынков различают экономисты. Дайте характеристику каждому.

7. В чем состоит экономическая эффективность конкуренции?

Задания для закрепления

1. Во многих отраслях промышленности, например, в нефтяной производители не желают снижать цену, ссылаясь на то, что спрос на их продукцию неэластичен. Почему?

2. В 1973 году страны экспортеры нефти ОПЕК согласованно повысили цены на нефтепродукты. Как влияет эластичность спроса на нефть на выбор ценовой политики фирмы?

3. Могут ли предпринять подобные меры страны, экспортирующие бытовую технику, автомобили, алмазы?

Ответы поясните аналитически и графически.

Вопрос 25. Неопределенность среды и асимметричность информации

При рассмотрении конкурентного рынка мы создаем аб­страктную модель со всеми условностями, присущими этой модели. В том числе мы предполагаем, что информация на таком рынке распре­делена симметрично, то есть все участники рынка обладают равным доступом к ней. Неопределенность отсутствует, а это позволяет исполь­зовать ресурсы и средства наиболее эффективным образом.

Однако в реальной жизни модель совершенной конкуренции нару­шается, и возникает асимметричность информации, под которой мы понимаем ситуацию, когда отдельные участники рынка имеют доступ к важной информации, которого не имеют остальные заинтересованные лица. Возникает явление неопределенности - недостатка информации о вероятных будущих событиях.

В экономической теории существуют различные точки зрения отно­сительно явления неопределенности. Неоклассики полагают, что она мешает экономическим субъектам вести себя рациональным образом и является барьером на пути эффективного использования ресурсов. Од­нако существует и другая точка зрения, согласно которой сила рынка как раз заключается в умении использовать информацию, которая первона­чально доступна немногим. Такой точки зрения, в частности, придержи­вался Ф. А. Хайек, несмотря на его яв­ные рыночные взгляды. По его мнению, выгода возникает лишь в том случае, если первоначальна информация доступна не каждому. Предприниматель, обладающий информацией, получает возможность извлекать прибыль в те­чение периода времени, пока доступ к информации не получат осталь­ные агенты на рынке.

С точки зрения неоклассиков, асимметричность информации - одна из причин фиаско, или несостоятельности, рынка. С чем это связано?

В результате асимметричной информации возникают интерналии (интернальные эффекты), т. е. издержки или выгоды, получаемые учас­тниками данной сделки, которые не были оговорены при заключении этой сделки (экстерналии – внешние эффекты воздействия сделки на третьи лица, не учтенные в договоре). Примеров интерналий мно­жество: потребитель купил товар, а он оказался некачественным; одна из сторон безнаказанно нарушила договор (репетитор взял деньги впе­ред, обещая научить английскому языку за два месяца, и не выполнил свое обещание); наниматель получил выгоду от работника, повысивше­го свою квалификацию путем самообразования и т. д.

В чем же причина возникновения интерналии? Дело в том, что транзакционные издержки по сбору 100%-ной информации могут ока­заться очень высокими и перекроют ожидаемую выгоду от обладания полной информацией. Как заранее узнать о качестве приобретаемого товара? Попросить сертификат качества? А если этот сертификат при­обретен незаконным путем или является фальшивым? Позвонить или направить запрос на фирму-изготовитель? Но расходы на такие мероп­риятия могут оказаться очень большими, и время, потраченное на эти действия, может иметь слишком высокую альтернативную стоимость.

Таким образом, в результате асимметричности информации наруша­ется сам принцип действия рыночного механизма, поскольку ценовые сигналы перестают отражать реальное положение дел. Классичес­кий пример, вошедший во многие учебники по экономике, изложен в ста­тье американского экономиста лауреата Нобелевской премии за 2001 год Джорджа Акерлофа «Рынок лимонов» (1970 г.), описывающей ситу­ацию на рынке подержанных автомобилей.

На рынке есть просто подержанные автомобили, находящиеся тем не менее в хорошем состоянии. За такой автомобиль покупатель согла­сен уплатить 6000 долл., а продавец согласен на любую цену выше 5000 долл. Но на этом же рынке другие продавцы пытаются сбыть так называемые «лимоны» - дефектные автомобили (на американском жар­гоне), за которые они были бы согласны получить цену выше 2000 долл., а покупатели заплатили бы за такой автомобиль не больше 3000 долл.. «Лимоны» вытеснят качественный товар с рынка, что в терминах экономической теории называется отрицательной селекцией (неблагоприятным отбором).

Типичным примером отрицательной селекции, или неблагоприятно­го отбора, стал рынок страховых услуг. Ситуация развивается по тому же сценарию, что и на рынке «лимонов». Это происходит из-за асиммет­ричности информации. Люди лучше любой страховой компании знают состояние своего здоровья. Те, кто имеет худшее здоровье, более склонны прибегнуть к услугам страхования. Доля не очень здоровых людей постепенно возрастает в общем числе тех, кто страхует свое здо­ровье. Это повышает цену страховых услуг. При росте цены более здо­ровые люди перестанут страховаться, и доля больных будет увеличи­ваться. В конце концов может сложиться ситуация, когда страхуются толь­ко больные, а сама страховая деятельность становится невыгодной. Мы наблюдаем уже известный нам случай: некачественный «товар» вытесня­ет с рынка качественный. Страховая деятельность становится невыгод­ной, но она необходима. Поэтому часто страховой деятельностью зани­мается государство. Помимо транзакционных издержек, еще и асиммет­ричность информации заставляет государство включаться в процесс организации и осуществления страховой деятельности.

Итак, одним из негативных последствий наличия асимметричной ин­формации на рынке становится отрицательная селекция. С явлением отрицательной селекции тесно связано следующее негативное послед­ствие асимметричности информации - возникновение морального рис­ка. Лица, имеющие договор со страховой компанией о страховании здо­ровья, могут начать чаще обращаться к врачам, а нередко и менее вни­мательно относиться к своему здоровью. Те, кто застраховали от угона свои автомобили, перестают запирать двери, не ставят систему сигна­лизации. Компании, которая занимается страховой деятельностью, сложно предугадать все подобные формы поведения, и таким образом она несет дополнительные издержки, связанные с моральным риском - отсутствием стимулов к мерам предосторожности.

Наконец, следует сказать несколько слов о проблеме «принципал - агент» с точки зрения асимметричности информации. Собственник акций компании (принципал) и менеджер компании (агент) могут преследовать разные цели. Конечно, менеджер заинтересован в процветании фирмы, но у менеджера могут быть и свои цели – сокращение рабочего дня, рост зарплаты. А принципал не имеет полной информации о целях своего управляющего, поэтому деятельность фирмы не всегда может быть направлена на максимизацию прибыли.

В условиях асимметричности информации и неопреде­ленности люди в осуществлении своей экономической деятельности неизбежно идут на риск. Под риском понимается ситуация, когда, зная вероятность каждого возможного исхода, все же нельзя точно предска­зать конечный результат.

В экономической теории выделяют следующее отношение людей к риску:

- нейтральных к риску;

- любителей риска;

- противников риска.

Подавляющая масса людей стремится максимально снизить риск.

Существует несколько способов снизить риск, или несколько способов страхования. Под страхованием понимается процедура, по­зволяющая индивиду обменять риск больших потерь на определенность малых.

Объединение риска - это способ его снижения, при котором риск делится между несколькими участниками, так что в случае проигрыша потери, приходящиеся на долю каждого, не так велики. На этом методе основывается существование различных коллективных фондов, касс взаимопомощи. Обычная страховая компания в своей деятельности так­же использует объединение риска: большое количество индивидов объединяют свой риск, уплачивая страховые взносы, а страховой слу­чай имеет сравнительно небольшой процент и компенсируется из общей «кассы».

Распределение риска - способ страхования, применяемый в слу­чае возможного крупного ущерба, когда одной компании не под силу взять на себя полностью обязательства по страхованию. Например, предприятие страхует свою деятельность от пожара, причем размеры предприятия таковы, что возможные потери могут быть весьма суще­ственны. Предприятий подобного типа мало, или рассматриваемое предприятие единично в своем роде, поэтому невозможно применить объединение рисков. Тогда оно обращается в крупную страховую ассо­циацию, и риск возможной потери распределяется между компаниями, входящими в нее. В таком случае каждая компания получает в качестве вознаграждения за участие в распределении рисков часть страхового взноса страхующегося предприятия и принимает на себя обязательство в той же пропорции компенсировать ущерб от возможных потерь в слу­чае пожара. Риск оказывается распределенным между рядом страховых компаний.

Диверсификация - способ, при котором экономические субъекты используют свои финансовые средства в разных сферах, чтобы в слу­чае потери в одной из них компенсировать это за счет другой сферы. Например, рекомендуется покупать акции различных акционерных компаний, чтобы в случае снижения стоимости одних акций компенсировать это за счет роста курса других акций.

Надо учитывать и тот факт, что есть виды деятельности, которые связаны с нестрахуемыми рисками. При этом варианты нестрахуемых рисков могут нести как отрицательную, так и положительную нагрузку. Никто не застрахует нас, например, от ядерной войны или от всеобщей экологической катастрофы. Это не­гативные, но неизбежные варианты нестрахуемых рисков.

Однако есть другие примеры нестрахуемых рисков. Речь пойдет о предпринимательской деятельности. Сама суть предпринимательства содержит в себе элемент риска, и говорить о его страховании просто не­уместно. Поэтому можно сказать, что в данном случае факт нестрахуемости рисков является положительным моментом. Однако предприни­матель, реализуя основную рисковую идею, может страховать отдель­ные аспекты своей деятельности. Например, идя на риск при создании нового предприятия по производству пиломатериалов, он, скорее всего, постарается застраховать свои склады от пожаров, а рабочих - от травм в процессе производства. Но сама идея и ее реализация - сформиро­вать предприятие в данной отрасли - тем не менее, остается рисковой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: