Виды экономических кризисов

Кризисы бывают регу­лярные (циклические), или периодические, которые повто­ряются с определенной закономерностью, и нерегулярные. Ре­гулярные кризисы перепроизводства дают начало новому цик­лу, в ходе которого экономика последовательно проходит че­тыре фазы и подготавливает базу для последующего кризи­са. Они характерны тем, что охватывают все сферы экономи­ки, достигая большой глубины и продолжительности.

К нере­гулярным экономическим кризисам относятся промежуточные, частичные, отраслевые и структурные. Промежуточный кри­зис не дает начала новому циклу, а прерывает на некоторое время течение фазы подъема или оживления. Он менее глу­бок и менее продолжителен по сравнению с периодическим и, как правило, носит локальный характер. Подобные кризисы имели место в капиталистических странах в 1924-м и 1927 гг. А в 1953-1954-м и 1960-1961 гг. такие кризисы охватили только США и Канаду.

Частичный кризис отличается от промежуточного тем, что он охватывает не всю экономику, а какую-либо сферу общественного воспроизводства. Характерным примером яв­ляется банковский кризис в Германии 1932 г.

Отраслевой кризис охватывает одну из отраслей на­родного хозяйства. Поводом для него могут послужить са­мые разнообразные причины. В их числе: диспропорции в развитии отрасли, структурная перестройка, перепроиз­водство. Такие кризисы бывают национальными и между­народными. К последним относится кризис мирового судо­ходства в 1958-1962 гг. и кризис в текстильной промышлен­ности в 1977 г.

Структурный кризис является нарушением закона пропор­ционального развития общественного производства. Это прояв­ляется в серьезных диспропорциях между отраслями, с одной стороны, и выпуском важнейших видов продукции в натураль­ном выражении, необходимых для сбалансированного развития

экономики, с другой. В 70-е гг. экономику Запада парализовали энергетический, сырьевой, продовольственный кризис.

Перед наступлением очередного периодического кризиса производство достигает наиболее высокого уровня, за которым уже скрывается перепроизводство и увеличение предложения.

В этой связи, естественно, возникают вопросы о том, можно ли предсказать экономическое будущее, как спасти предприятие или домохозяйство от краха, какова при этом роль государства, из чего складывается механизм государ­ственного регулирования и др.

С позиции теории регуляции кризисы можно классифи­цировать следующим образом:

— кризис как результат "внешнего" -шока. В этом смыс­ле под кризисом понимается ситуация, когда продолжение экономического развития той или иной географической общно­сти оказывается заблокированным из-за нехватки ресурсов, связанной с природными или экономическими катастрофами;

— циклические кризисы. Здесь кризис представляет со­бой фазу устранения напряжений и неравновесий, накопив­шихся за время подъема в экономических механизмах и со­циальных процессах;

— структурный (большой) кризис. Любой случай проявле­ния противоречивого характера долгосрочного воспроизводства;

— кризис системы регуляции. Ситуация, когда механиз­мы, связанные с существующей системой регуляции, оказы­ваются не в состоянии изменить неблагоприятные конъюнк­турные процессы, хотя режим накопления остается вполне жизнеспособным;

— кризис способа производства. Этот кризис характери­зуется обострением противоречий, развивающихся в недрах наиболее важных институциональных форм, определяющих режим накопления. В ходе кризиса оказываются нежизнеспо­собными самые важные закономерности, на которых базиру­ется организация производства, перспективы прибыльного использования капитала, распределение стоимости и струк­тура общественного спроса. Это ситуация, когда блокируется вся динамика воспроизводства данной конкретной экономики.

Вопрос 36. Безработица, виды

Безработица – ситуация в национальной экономике, когда трудоспособное население, желающее работать, не может найти работу по специальности или трудоустроится вообще.

Виды безработицы:

1. Фрикционная – работнику, уволенному или покинувшему предприятие по своей воли, требуется некоторое время, чтобы найти работу. Сюда относится и молодёжь, ищущая работу впервые; женщины, вырастившие детей. Это явление нормальное, присутствует в любой экономике.

2. Структурная – возникает в результате развития НТП, тесно связана с особенностью развития отдельных регионов и отраслей. При этом избыток труда в одних секторах экономики может сопровождаться нехваткой других; увеличивается спрос на работников новых профессий. Структурная перестройка экономики увеличивает масштаб этой безработицы. Избежать её невозможно, т.к. экономика развивается.

3. Скрытая – возникает в период экономического спада. Рабочий соглашается на неполный рабочий день, неполную рабочую неделю, работать на работах, требующих более низкой квалификации.

4. Циклическая (застойная) – самый страшный вид безработицы, возникает в период экономического спада, т.к. кризис почти на всех товарных рынках.

5. Экономическая – обусловлена меняющейся рыночной ситуацией – часть фирм образуются, часть терпят крах, а работники переходят в категорию безработных.

Структурная и функциональная безработица определяют её естественный уровень – 6-7% от трудоспособного населения. Естественная безработица в экономике необходима, т.к. необходим резерв трудовых ресурсов для динамичного развития хозяйства страны.

УБ=Б/Р×100% (26)

по формуле 26 определяется уровень безработицы.

Где: Б – число безработных;

Р – общее число трудоспособных, человек

Если фактический уровень безработицы превышает «естественный уровень», то общество «недополучает» некоторую часть ВВП. Американский экономист А.Оукен (1928-1980гг) сформулировал закон, согласно которому превышение фактического уровня безработицы на 1 % её естественного уровня приводит к отставанию объёма фактического ВВП на 2,5%.

Последствия безработицы – не выпущенная продукция, когда экономика не в состоянии создать достаточное количество рабочих мест. Потенциальное производство товаров и услуг теряется безвозвратно. Безработица мешает обществу развиваться.

Все население Не достигшие 16 лет и находящиеся в специализированных учреждениях  
Не входящие в состав рабочей силы
Работающие (численность рабочей силы) Численность рабочей силы
Безработные

Рисунок 48 - Рабочая сила, занятость, безработица

Все население делится на три группы:

- не достигшие 16 лет и кто содержится в специализированных учреждениях;

- не входящие в состав рабочей силы – имеющие возможность работать, но не ищущие работу по ряду причин (учеба, пенсия, надомная работа);

- рабочая сила (все. Кто способен и готов работать, в том числе и безработные).

Последствия безработицы:

- Невыпущенная продукция – разрыв в ВВП, это величина, на которую фактический объем ВВП отстает от потенциального объема ВВП в результате безработицы. Закон Артура Оукена показывает, что если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень на 1 %, то разрыв в ВВП составляет 2,5%.

- Циклическая безработица – это социальное бедствие. Приводит к потере квалификации, самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семей и т. д.

Задача государства следить за тем, чтобы фактический уровень безработицы не превышал естественный.

На характер безработицы воздействуют следующие факторы:

- научно-технический прогресс;

- структурные и региональные сдвиги в экономике;

- резкое усиление внешнеэкономической конкуренции.

Все эти обстоятельства предполагают, что рынок труда должен приобретать более высокую мобильность в рамках профессионального, квалификационного, регионального и международного аспектов. Одновременно необходимо государственное регулирование данного рынка. Рынок должен приобретать большую гибкость, лучшую степень приспособляемости к постоянно изменяющимся условиям внешней среды. Тенденция в оплате труд должна развиваться в сторону индивидуализации ставок оплаты. Вознаграждение необходимо строить не только в увязке с трудовым вкладом, но и с учетом общей компетентности, потенциальных возможностей, ростом квалификации конкретного работника.

Формой регулирования рынка может стать не только государственное законодательство, но и институт индивидуальных трудовых соглашений. Взаимодействие законодательного пространства и рыночных институтов

приведет к флексибилизации рынка труда и повышению эффективности использования трудовых ресурсов. Флексибилизация - высокая гибкость в использовании рабочей силы (численность, занятость, квалификация, специализация и т. д.) в зависимости от колебаний спроса на продукцию предприятия.


Рисунок 49 - Государственное регулирование безработицы

Функции биржи труда:

- сбор и анализ информации о рынке труда, его состоянии и перспективах

- профориентация, переподготовка и трудоустройство населения

- содействие территориальной и профессиональной мобильности

- участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости

- постановка на учет безработных и оказание им помощи, социальная защита населения и содействие местных органов власти в организации общественных работ

Вопрос 37. Инфляция. Сущность, причины. Формы и виды.

Инфляция – это процесс обесценивания бумажных денег из-за переполнения ими каналов денежного обращения сверх товарной массы. Это приводит к росту цен.

Термин «инфляция» (от лат. Inflatio - вздутие) впервые стал употребляться в Северной Америке в период гражданской войны 1861 - 1865 гг. и обозначал процесс разбухания бумажно-денежного обращения. В XIX веке этот термин употреблялся в Англии и во Франции. Широкое распространение в экономической литературе понятие «инфляция» получило в XX веке сразу же после Первой мировой войны. В советской экономической литературе понятие возникло лишь в середине 20-х годов.

Инфляции - повышение общего уровня цен, наиболее общее определение - переполнение каналов обращения денежной массы сверх потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и, соответственно, рост товарных цен.

Причины.

1. Экономические обстоятельства. Энергетический кризис в 70-х годов привел к росту цен на нефть в 20 раз, а общий уровень цен в США поднялся на 9%.

2. Несбалансированность государственных доходов и расходов, выражающаяся в дефиците бюджета, который финансируется за счёт денег, не подкрепленных товарной массой.

3. Рост военных расходов.

4. Изменение структуры рынка в ХХ веке: олигополисты стремятся поддерживать высокий уровень цен, несоответствие совокупного спроса и совокупного предложения.

5. Импортируемая инфляция – рост цен на энергоносители за рубежом приведёт к росту цен на другие товары.

6. Инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате инфляционных ожиданий, т.е. люди начинают приобретать товары сверх своих потребностей, одновременно постоянно требуя повышения заработной платы.

Ip = (Р1-Р0)/ Р0 (27)

Где: Ip - уровень инфляции;

Р1 – средний уровень цен в текущем году;

Р0 – средний уровень цен в прошедшем году.

Виды инфляции

1. По темпам роста цен:

Умеренная до 10% в год

Галопирующая от 10% до 200% в год

Гиперинфляция > 200% в год

2. По степени ожидания

- прогнозируемая

- не прогнозируемая

3. По внешним проявлениям

- открытая (цены растут)

- подавленная (в командной экономике цены фиксированы, но рост дефицита)

4. По причинам возникновения:

Инфляция спроса – увеличение совокупного спроса по сравнению с совокупным предложением, т.е. избыток в обращении платёжных средств (денег) наталкивается на ограниченное предложение товаров и это выражается в росте общего уровня цен.

Инфляция издержек – рост цен в следствии увеличения издержек производства – рост цен на сырьё, действия профсоюзов, требующих повышения заработной платы.

5. По темпам роста различных цен

- сбалансированная – рост цен одновременный на большинство товаров и услуг;

- несбалансированная – различные темпы роста цен на различные товары.

Антиинфляционная политика государства.

1. Приспособление к инфляции – индексация доходов, но это может привести к гиперинфляции.

2. Борьба – ограничение государственных расходов; контроль за ростом денежной массы, стимулирование сбережений населения, как источника инвестиций, стимулирование предпринимательства.

Последствие инфляции:

- сокращение реальных текущих доходов населения

- обесценивание сбережений

- сокращение производства из-за уменьшения стимулов его роста

- социальная напряжённость

- риск бизнеса

- снижение конкурентоспособности товаров национальных товаропроизводителей

Антиинфляционная политика государства реализуется через следующие подходы:

1. Кейнсианский подход.

Активная бюджетная политика – маневрирование государственными расходами и налогами в целях воздействия на платежеспособный спрос. При инфляционном (избыточном) спросе государство ограничивает свои расходы и повышает налоги. В результате сокращается спрос, и замедляются темпы инфляции. Однако это одновременно и ограничивает производство. А это приведет к расширению безработицы. Это метод прямого воздействия на экономику.

2. Неоклассический подход.

Это денежно-кредитное регулирование, косвенно воздействующее на экономическую ситуацию. Центральный банк увеличивает ставку рефинансирования и резервные нормы, тем самым, уменьшая количество денег в экономике и ограничивая платежеспособный спрос.

Рыночная экономика инфляционная по своей сути. Полностью ликвидировать инфляцию невозможно. Поэтому цель государства - сделать ее умеренной. Комплекс мер антиинфляционной политики может быть представлен следующим образом.

Долговременная государственная антиинфляционная политика включает в себя мероприятия, способствующие эффективному функционированию рынка:

- стимулирование производства, поддержка предпринимательства, ослабление административного таможенного контроля;

- сокращение бюджетного дефицита за счет повышения налогов и снижения расходов государства;

- строгий контроль за ростом денежной массы;

- сокращение государственных краткосрочных внешних займов (это приведет к уменьшению инфляционного воздействия на экономику посредством перелива иностранного капитала.

Краткосрочная государственная антиинфляционная политика подразумевает расширение совокупного предложения без увеличения совокупного спроса:

- стимулирование предпринимательства;

- приватизация части государственной собственности с целью уменьшения дефицита бюджета;

- стимулирование сбережений населения как источника инвестиций посредством повышения процентных ставок по вкладам.

Взаимосвязь между наиболее важными проявлениями нестабильности экономики – безработицы и инфляции характеризует кривая Филипса рис.50.

Очень опасно сбивать инфляционные ожидания введением ценовых ограничений даже на время. Фиксирование цен вызывает резкий дефицит товаров и загоняет инфляционные ожидания вглубь, приводит к свертыванию объемов производства. После погашения гиперинфляции монетарными методами необходимо решать проблемы реального сектора экономики. Для этого необходимо балансировать темпы роста производства, платежеспособного спроса и темпов роста цен. Для профилактики инфляции в долгосрочном плане для развития производства необходимо не только бюджетное финансирование, но и создание экономических стимулов для повышения производительности труда, создания новых производств, преобразование старых отраслей. Инструментом этого может стать, в том числе и льготное налогообложение.

Рисунок 50 - Кривая Филипса

Кривая показывает, что невозможно достичь и низкого уровня инфляции, и низкой безработицы. Эта кривая характеризует экономическую ситуацию в короткий период времени.

Эффект Фишера. Ирвинг Фишер (1867-1947) – американский экономист, статистик, представитель неоклассической школы.

Так же как и цены подразделяются на реальные и номинальные, т. е. очищенные от инфляции, ставка процента, выполняющая роль ценового сигнала на денежном рынке, подразделяется на номинальную и реальную.

Реальная ставка процента – это изменение покупательной способности суммы депозита с процентами, скорректированное на темп инфляции.

r = i-π (28)

где: r – реальная ставка процента

i – номинальная ставка процента

π - темп инфляции

i = r+ π – это уравнение И. Фишера показывает, что на номинальную ставку процента действует изменение реальной процентной ставки и темпов инфляции. отсюда следует эффект Фишера – номинальная ставка в условиях инфляции изменяется так, сто реальная ставка процента остается неизменной, т. е. на сколько процентов вырастет π, на столько же процентов увеличится и i.

Эффект Танзи-Оливеры

Вито Танзи, Хулио Оливера.Существует временной лаг между начислением и уплатой налогов. При высокой инфляции бюджетные поступления государства обесцениваются за период с момента начисления и до момента их поступления в бюджет. Такое воздействие инфляции на фискальную систему называется эффектом Танзи-Оливеры. Особенно такой эффект наблюдается во время гиперинфляции. В 70-е годы в Никарагуа, в 1992 и 1993 годах темпы инфляции в России составили 1353 % и 915%. (Чапурин, стрр.573.

Эффект А. Пигу.

Артур Пигу (1877-1959) – английский экономист, представитель классической школы.

Эффект Пигу – эффект реальных денежных запасов, порождающий устойчивый рост инфляции. В эпоху золотого стандарта инфляция не была устойчивой. Существовала одинаковая возможность как повышения, так и снижения ее темпов. Но экономические агенты при понижении общего уровня цен начинают чувствовать себя реально богаче (эффект богатства) и, не ожидая дальнейшего снижения цен, будут стремиться сохранить выросший по отношению к упавшим ценам объем реальных денежных запасов на прежнем уровне. Поэтому покупатели станут увеличивать свои закупки на рынке товаров. Рост потребительского спроса начнет подталкивать цены вверх и тенденция общего уровня цен к понижению приостановится. Таким образом, в отсутствии ценовых ожиданий срабатывает эффект реальных денежных запасов – эффект А. Пигу.

Вопросы для закрепления

1. Каковы причины циклического развития макроэкономики?

2. В чем разница между фрикционной, циклической и структурной безработицей?

3. Каковы причины и источники инфляции?

4. Какие различают виды инфляции?

5. Эффект А. Пигу.

6. Эффект Танзи – Оливеры.

7. Антиинфляционная политика государства.

Тема 9. Роль государства в рыночной экономике

Вопрос 38. Роль государства в рыночной экономике

Цели государственного регулирования экономики:

- минимизация неизбежных негативных последствий рыночных процессов;

- создание правовых, финансовых и социальных условий эффективного функционирования рыночной экономики;

- обеспечение социальных гарантий обществу.

Экономическая политика – это совокупность предпринимаемых государством мер воздействия на экономические процессы для реализации поставленных целей.

Проблемы, которые решаются посредством государственного регулирования:

1. Макроэкономические диспропорции – некоторые отрасли являются малоприбыльными и малопривлекательными для частного капитала, хотя являются значимыми, поэтому нуждаются в государственной поддержке (горнодобывающая …).

2. Поддержка развития НТП.

3. Поддержка нерыночных секторов – здравоохранения, образования и культуры.

4. Социальная защита – перераспределение доходов путём налогообложения.

5. Производство общественных товаров – это товары и услуги, которыми люди пользуются совместно и которые не могут быть закреплены в чьей-то собственности – это дороги, оборона, услуги милиции, пожарных, правоохранительных органов и т.д.

6. Обеспечение функционирования рыночного механизма:

- законодательные акты

- антимонопольное законодательство

- компенсация внешних издержек (охрана окружающей среды)

- минимизация транзакционных издержек. Например, государственное страхование компаний.

Цели экономического регулирования:

- поддержание стабильного роста национального производства

- поддержка определённого уровня занятости

- стабилизация уровня инфляции

- поддержание равновесия внешнеторгового баланса.

Главная задача государства в период перехода к социально регулируемой рыночной экономике:

1. Создание условий функционирования рыночных отношений:

- свобода экономического субъекта

- поддержка конкуренции

- разнообразие и равноправие форм собственности

- правовая база

2. Развитие предпринимательства.

3. Создание системы социальной политики и социальной поддержки.

Вопрос 39. Макроэкономическая политика в целом,

основные модели

1. Классическая школа А. Смит (1723-1790).

Основные принципы:

- невмешательство государства в экономику

- свободная конкуренция, ценообразование.

Рынок - саморегулирующаяся система.

2. Неоклассическая школа А. Маршалл (1842-1924)

- отсутствие государственного вмешательства.

Процветание США в 20-е годы доказало правоту этих теорий. Но Великая депрессия (1929-1933) показала, что рыночная экономика утратила способность к саморегулированию. Теории регулируемого капитализма.

3. Кейнсианская модель. Основной объект государственного регулирования – совокупный спрос, т.е. государство должно увеличивать совокупный спрос, это приведёт к оживлению производства, уменьшению безработицы. Способы увеличения совокупного спроса:

- снижения ставки процента за кредит

- обеспечение достаточного количества денег в обращении

- расширение государственного сектора (общественные работы)

Эта макроэкономическая политика вывела США из кризиса, господствовала до 70-х годов.

4. Монетарная теория

М. Фридман (р. 1912г)

- уменьшение государственного вмешательства

- стимулирование предпринимательства (налоговые льготы, антиинфляционные мероприятия)

- жёсткая кредитно-денежная политика (контроль за ростом денежной массы)

Вопросы для закрепления

1. Каковы причины и цели государственного регулирования экономики.

2. В чем заключается активная экономическая политика.

3. В чем суть пассивной экономической политики.

4. Механизмы налогово-бюджетной политики.

5. Инструменты кредитно-денежной политики государственного регулирования.

6. Понятие и инструменты дискреционной государственной политики.

7. Суть автоматической экономической политики государства

Тема 10. Денежно-кредитная система

Вопрос 40. Деньги, их сущность, функции

Деньги –

- результат развития отношений обмена

- завершённая форма товара – эквивалента

- товар – посредник, который обладает общепризнанной и постоянной стоимостью для всех участников рынка.

В процессе исторического развития формы денег претерпели серьезную эволюцию. Первоначально в качестве денег обращались товар ные деньги, которые исполняли функции денег, а также продавались покупались как обычный товар (например, раковины, какао-бобы, пушнина, ювелирные украшения и, наконец, золото и серебро). Позднее в обращении появились символические деньги, затраты на производство которых значительно уступали их покупательной способности в качестве денег (бумажные деньги, разменные монеты). Дальнейшее развитие торговли привело к появлению кредитных денег, которые представляли собой обязательства вначале физических лиц, фирм, а затем и банков.

Деньги, по определению, обладают абсолютной ликвидностью, это означает, что издержки обмена денег на какие-либо другие блага равны нулю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: