Прямая ценовая эластичность

Еps – прямая ценовая эластичность предложения

ЕpS= (5)

Еps – прямая ценовая эластичность предложения – это отношение процента изменения величины предложения к проценту изменения величины спроса.

Если Еp>1, то предложение эластично по цене.

Эластичность предложения – характеризует чувствительность предложения на изменение цены товара. Эластичность предложения характеризует реакцию поставщиков благ на изменение цены.

Для предпринимателей наиболее выгодно эластичное предложение. Эластичность можно увеличить с помощью запасов. Эластичность зависит от времени. S– предложение в мгновенный период не эластично, т.к. за 2-3 дня нельзя изменить величину предложения.

Ценовая эластичность спроса определяется по формуле 6:

(6)

│ЕpD│>1, то спрос эластичен по цене. Это означает, что уменьшение цены на товар увеличивает количество продаж и приводит к росту доходов продавца. Снижение цены привлекает покупателей. Рынок автомобилей эластичен по цене. Снижение цены на какую-либо марку привлекает к ней покупателей.

Если уменьшение цены снижает общий доход продавца, то спрос не эластичен по цене. Это относиться в основном к рынку продуктов питания. Снижение цены на сахар почти не увеличит количество продаж.

│ЕpD│<1 - спрос неэластичен по цене.

Р, цена D

Q, величина спроса

Рисунок 20 - Совершенно неэластичный по цене товар

Совершенно неэластичный по цене товар – это значит, что блага приобретаются в одном и том же объеме независимо от цены. Это, например, лекарство.

P, цена

 
 


D

 
 


Q, величина спроса

 
 


Рисунок 21 - Кривая спроса на абсолютно эластичный товар

Абсолютно эластичный по цене товар - то есть товар либо покупается по данной цене в том объеме, сколько нужно, либо не покупается вообще.

2 Перекрестная эластичность проса – рассматривает движение объемов благ и цен для разных товаров

Еxy= (7)

Еxy - перекрестная эластичность спроса по цене

Изучение перекрестной эластичности позволяет выявить группы товаров.

Перекрёстная эластичность – определяется для взаимодополняющих товаров как отрицательная (бензин - автомобиль). Рост цен на бензин, приводит к снижению покупок больших автомобилей. Для заменяющих – положительная – если растут цены на яблоки, то растет число покупок груш, т.к. яблоки и груши взаимозаменяемых товары.

3 Эластичность спроса по доходу – если с ростом доходов количество покупок растёт, то товар эластичен по доходу. (формула 8)

Еdi= (8)

где величина спроса,

I – доход покупателя

Еdi >0, т. е. с ростом дохода растет и объем покупок, то это высококачественные эластичные товары.

Еdi<0, то это низкокачественные товары.

Виды эластичных по доходу товаров представлены на рисунке 22

.

Рисунок 22 - Эластичность спроса по доходу

Качественные неэластичные по доходу товары – это такие товары, количество покупок которых при росте дохода сначала растет, а потом, когда количество покупок достигнет определенного уровня, не зависит от роста дохода. К такому виду товаров относятся продукты питания – кофе, сыр, мясо и т. д.

Некачественные неэластичные по доходу товары – это такие товары, величина спроса на которые при росте дохода снижается. К ним относятся – дешевое мясо, рыба и т. д.

Качественные эластичные по доходу товары – это такие товары, количество покупок которых с ростом дохода растет. К такому виду товаров относятся товары длительного пользования – одежда, мебель и т. д.

Вопрос 13. Понятие рыночного равновесия

Рынок находиться в равновесии, когда величина спроса равна величине предложения.

Равновесная цена (Р°) – это цена, при которой удаётся продать всё количество товаров, которое продавцы согласны при такой цене предложить. Рисунок 23.

Рисунок 23 - Рыночное равновесие

Ситуация рыночного равновесия складывается под действием спроса и предложения.

Помимо рыночного равновесия возможны ситуации.

1. Предложение неизменно.

Рисунок 24 - Изменение рыночного равновесия

Уменьшился спрос – уменьшилась равновесная рыночная цена – избыток товаров. Производители уменьшают выпуск. Рис.24.

Рисунок 25 - Увеличение спроса

Увеличился спрос Д2, увеличилась равновесная рыночная цена (рисунок 25) – дефицит. Производители увеличивают предложение товаров с Q­1 до Q2.

2.Спрос неизменный, а меняется предложение.

Рисунок 26 - Увеличение дотаций приводит к увеличению предложения S2 .

 
 


Рисунок 27 - Увеличение налогов приводит к уменьшению предложения

Точка равновесия смещается. Чем длиннее временной период, тем устойчивей равновесие.

Способность сил спроса и предложения устанавливать цену на уровне, на котором решения о купле-продаже синхронизируются, называется уравновешивающей функцией цен.

Теории потребительского поведения

  1. Кардиналистская концепция - предельная полезность и рациональный выбор потребителя (У. Джевонс, А. Маршалл)
  2. Ординалистская концепция – кривые безразличия, бюджетные ограничения, оптимум потребителя. (В. Парето, Дж. Хикс)

Теория потребительского поведения.

Ординалистская концепция

Основана на том, что для потребителя на рынке существует множество благ, наборы которых могут приносить одинаковый уровень удовлетворения, т. е. одинаковую совокупную полезность. В. Парето предложил определить предпочтение покупателями одних комбинаций товаров другим комбинациям товаров. Инструментом такого анализа явились кривые безразличия.

Графически наборы безразличия представляют собой совокупность точек, отражающих наборы безразличия, то есть все варианты потребительского выбора, каждый из которых содержит разное количество благ, приносящих одинаковую общую полезность.

Свойства кривых безразличия.

- Имеют отрицательный наклон, т. е. выпуклы от начала координат.

- В разных наборах существует разное количество элементов благ и поэтому при выборе разных наборов или при переходе от одного набора к другому мы отказываемся от какого-либо блага, с тем чтобы приобрести другое благо, т. е. мы несем альтернативные издержки.

Товар А


Q3

Q2

Q1

Товар В

Рисунок 28 - Карта кривых безразличия

MRS= (9)

где ∆B= 1

MRS- предельная норма замещения - показывает, от какого количества товара А мы откажемся, чтобы увеличить потребление товара В на 1. Предельная норма замещения показывает угол наклона кривой безразличия и представляет собой tg угла наклона кривой безразличия.

Вопрос 14. Предприятие как рыночный субъект

Предприятие – это обособленный технико-экономический и социальный комплекс, предназначенный для производства полезных для общества благ.

Предприятие – это совокупность средств производства. С правовой точки зрения, под предприятием подразумевается самостоятельный хозяйственный субъект с правами юридического лица, который на основе использования закреплённого за ним имущества, производит и реализует продукцию, выполняет работы и оказывает услуги.

Фирма – это наименование, под которым предприятие (или их объединения) выступают в хозяйственной деятельности в качестве юридического лица.

Юридическое лицо – это носитель имущественных прав и обязанностей.

«Правовая форма» - это комплекс правовых норм, определяющих отношение предприятия со всем окружающим миром.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: