Георг Гейм / Георг Тракль/ Готфрид Бенн

Главным образом литературный экспрессионизм получил распространение в немецкоязычных странах: Германии и Австрии, хотя определенное влияние это направление имело и в других европейских странах: Польше, Чехословакии и др.

В немецком литературоведении выделяется понятие «экспрессионистского десятилетия »: 1914—1924 годы. Это время наибольшего расцвета этого литературного направления. Хотя его периодизация, как и четкое определение самого понятия «экспрессионизм», до сих пор остается достаточно условной.

В Германии центром движения был Берлин (хотя были отдельные группы в Дрездене и Гамбурге), в Австро-Венгрии — Вена. В Германии и Австрии это направление приобрело огромный масштаб. Так, «Справочник авторов и книг экспрессионизма» П. Раабе приводит имена 347 авторов. В предисловии его автор характеризует экспрессионизм как «повальное явление, редкое для Германии», «общенемецкое духовное движение».

Предвоенное время (1910—1914) рассматривается как период «раннего экспрессионизма», связанный с началом деятельности первых экспрессионистских журналови клубов. В основном, это связано с тем, что в это время сам термин еще не прижился. Вместо него оперировали различными дефинициями: «Новый пафос» (Эрвин Лёвенсон), «Активизм» (Курт Хиллер) и др. Авторы этого времени не называли себя экспрессионистами, и были причислены к ним лишь позднее.

Первым печатным органом экспрессионистов стал журнал «Der Sturm», издававшийся Гервартом Вальденом в 1910—1932 годах. Через год появился журнал «Die Aktion», в котором в основном печатались произведения «левых» экспрессионистов, близких по духу к социализму и хиллеровскому «активизму».

Раннеэкспрессионистские авторы испытывали различные влияния. Для одних источником стал творчески переосмысленный французский и немецкий символизм (Готфрид Бенн, Георг Тракль, Георг Гейм), в особенности Артюр Рембо и Шарль Бодлер. Других вдохновляло барокко и романтизм. Общим для всех было сосредоточенное внимание к реальной жизни, но не в ее реалистическом, натуралистическом понимании, а в плане философских основ. Легендарный лозунг экспрессионистов: «Не падающий камень, а закон тяготения».

«Раннеэкспрессионистские журналы и авторы, такие как Гейм, Ван Годдис, Тракль и Штадлер столь же мало осознавали себя экспрессионистами, как позже Штрамм или Газенклевер. Кроме того, к молодые прогрессивные движения относили к „футуризму“.

Одна из характерных особенностей раннего экспрессионизма — его пророческий пафос, в наибольшей мере воплотившийся в произведениях Георга Гейма, погибшего в результате несчастного случая за два года до начала Первой мировой войны. В стихотворениях «Война» и «Грядет большое умиранье…», навеянных событиями Марокканского кризиса, позже многие видели предсказания будущей европейской войны.

В Австрии наиболее крупной фигурой был Георг Тракль. Стихотворное наследие Тракля невелико по объёму, но оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии. Трагическое мироощущение, пронизывающее стихи поэта, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность и суггестивная сила стиха, обращение к темам смерти, распада и деградации позволяют причислить Тракля к экспрессионистам.

«Экспрессионистское десятилетие» (1914—1924)

Важное место в этот период занимают «фронтовые стихи» (Иван Голль, Август Штрамм и др.). Массовая гибель людей привела к всплеску пацифистских тенденций в экспрессионизме (Курт Хиллер).

В 1919 году выходит знаменитая антология «Сумерки человечества» (нем. «Die Menschheitsdämmerung»), в которой издатель Курт Пинтус под одной обложкой собрал лучших представителей этого направления. Впоследствии антология стала классической; в XX веке она переиздавалась несколько десятков раз.

Становится популярным политически окрашенный «левый» экспрессионизм (Эрнст Толлер, Эрнст Барлах). В это время экспрессионисты начинают осознавать свое единство. Возникают новые группы, продолжают издаваться экспрессионистские журналы и даже одна газета («Die Brücke»). Курт Хиллер становится во главе «левого» крыла. Он печатает ежегодники «Цель» (нем. «Ziel-Jahrbücher»), в которых обсуждается послевоенное будущее.

Гео́рг Тракль (нем. Georg Trakl; 3 февраля 1887, Зальцбург — 3 ноября 1914, Краков) — австрийский поэт.

Тракль родился и провёл первые 18 лет жизни в Зальцбурге. Учился в католической начальной школе (хотя его родители были протестантами). В 17 лет начал писать стихи.

В это время он обращается к драматургии, но его пьесы «День поминовения» и «Фата Моргана», поставленные в 1906 году в городском театре, успеха не имеют.

Окончив учёбу в университете и получив известие о смерти отца, Тракль записался в армию. После он получает признание в поэтических кругах, его стихи печатаются в авторитетном журнале Der Brenner, а в 1913 году выходит первый сборник Тракля под названием «Стихотворения» (нем. Gedichte). Траклю покровительствует философ и меценат Людвиг Витгенштейн, учредитель стипендии для бедствующих поэтов.

Стихотворное наследие Тракля невелико по объёму, но оказало значительное влияние на развитие немецкоязычной поэзии. Трагическое мироощущение, пронизывающее стихи поэта, символическая усложнённость образов, эмоциональная насыщенность и суггестивная сила стиха, обращение к темам смерти, распада и деградации позволяют причислить Тракля к экспрессионистам, хотя сам он формально не принадлежал ни к одной поэтической группировке. Сам поэт описывал свой стиль следующим образом: «Моя манера изображения, сливающая в единое впечатление четыре разных образа в четырёх строках».

Стихи: http://www.netslova.ru/trakl/stihi.html


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: