В психологии личности

Надо понимать, что в исследованиях психологии личности присутствуют различные подходы к рассмотрению механизмов ее поведения и проявлений:

- физическая внешность,

- типы высшей нервной деятельности,

- биохимические свойства,

- мировоззрение,

- социальные роли,

- самосознание,

- самооценка,

- ценности, ценностные ориентации,

- идеалы,

- потребности,

- влечения,

- настроение, чувства, переживания, эмоции,

- интеллект

- способности,

- манера общения и поведения,

- мотивы деятельности,

- поступки, деяния,

- черты индивидуального характера,

- особенности национального характера,

- нравственный облик,

- образ «Я» и т.д.

! Такое понимание личности как существование многообразия различных феноменов ее проявления пришло с точки зрения эмпирических исследований и их описаний. Возникла проблема построения общей теории личности, не состоящей из суммы частных теорий[1].

Эта проблема многие годы решалась распадом единой теории личности на психофизиологические теории личности, психологию воли, мотивации, эмоций, психологию индивидуальных различий и другие подходы, в числе которых психоаналитические, бихевиористские, когнитивные, гуманистические. Вышеперечисленное показывает, что феноменология личности многогранна.

Решение вопроса о создании единой теории личности заставляет обратиться к ответу на вопрос: каким способом изучать личность во всем многообразии ее проявлений – о методе познания личности. Необходимо выявлять место любого факта в жизни личности, раскрывать связь психологии личности с другими областями социальных и естественных наук о человеке.

_______________________________________________________

& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 37 – 55.

! Задание 1.1. Прочитайте вышеуказанный библиографический источник и попробуйте структурировать разнообразие феноменологии проявлений личности, заполнив таблицу:

  Психические состояния Интеллектуальные способности Свойства личности
Внутреннее      
Внешнее      
Сознательное      
Бессознательное      
Индивидное      
Групповое      

1.2. Системный и историко-эволюционный подход

к личности

Системный подход возникает как связующее звено между философской методологией и методологией конкретных наук, когда у исследователей возникает задача синтеза различных знаний при создании целостной картины явления или процесса, когда соответствующее явление рассматривается как система, не сводимая к сумме своих элементов[2].

Самые различные системные исследования обладают общими характеристиками: целостность, структурность, взаимосвязь системы с закрытой или открытой средой, иерархичность, множественность описания.

С 1920-х гг. термин «система» прочно вошел в психологию (З.Фрейд, Г.Олпорт, К.Левин, Г.Мюррей, А.Маслоу и др.), т.е. адекватное понимание личности может быть достигнуто только при изучении человека как целостности. А с 1940-х гг. после появления теории систем Л. фон Берталанфи тенденция к системному рассмотрению в психологии личности закрепилась. Понимание природы человека лежит не в нем самом как в некотором телесном объекте, а в тех различных системах, в которых осуществляется его жизнь.

Системная методология анализа развития человека включает следующие положения о человеке:

1) человек выступает как «элемент» различных систем, в которых он приобретает и выражает присущие этим системам различные качества;

2) человек может быть изучен и понят при обязательном условии анализа истории и эволюции порождающих его различных физических, биологических и социальных систем;

3) необходимым моментом понимания человека является анализ целевой обусловленности различных систем, в том числе исследования зарождения, развития и функционирования целеустремленных систем;

4) системная методология как задачу исследования выделяет вопрос о необходимости возникновения феномена личности, о том, «для чего нужна личность» в процессе развития природы и общества;

5) системный анализ неизбежно обращается к поиску тех «оснований» систем, посредством которых происходит взаимодействие человека с природой, обществом и самим собой[3].

Человек одновременно является элементом множества систем, взаимодействуя с которыми он приобретает и проявляет различные качества.

При изучении системных аспектов развития человека, его роли в эволюции расширяющихся систем представители системного подхода обращаются к тем закономерностям, которые выявлены на уровне конкретно-научной методологии науки – в истории, этнологии, культурологи, социологии, семиотике, эволюционной биологии.

Системный историко-эволюционный анализ развития исходит из положений о необходимости изучения феномена человека в процессе эволюции порождающей его системы и об изучении целевой обусловленности развивающейся системы, предполагающей ответа на вопрос «для чего возникает явление?» после ответов на традиционные вопросы «как происходит явление?» и «почему оно происходит?».

Перечислим принципы историко-эволюционного подхода к пониманию человека:

1. Эволюция любых развивающихся систем предполагает взаимодействие двух противоборствующих тенденций - тенденции к сохранению и тенденции к изменению данных систем.

þ Типичные родовые качества человека, выражающие тенденцию системы к сохранению, стоят за различными проявлениями активности субъекта – стереотипами поведения, репродуктивным мышлением, привычками, установками. Уникальные качества человека, выражающие тенденцию к изменению, проявляются в многообразных формах активности, таких, как творчество, воображение, самореализация личности.

2. В любой эволюционной системе функционируют избыточные преадаптивные элементы, относительно независимые от регулирующего влияния различных форм контроля и обеспечивающие саморазвитие системы при непредвиденных изменениях условий ее существования.

þ В переломные периоды жизни развивающихся систем (биологические катаклизмы, социальные кризисы) значение преадаптивной активности входящих в эти системы элементов возрастает и приоткрывает ее эволюционный смысл. Так кажущиеся излишними преадаптивными действия Джордано Бруно, взошедшего ради своих убеждений на костер, выступают как цена за адаптацию развивающейся социальной общности в целом, ее прогресс. В эволюции неадаптивные действия индивида выступают как «цена» за адаптацию вида.

3. Необходимым условием развития различного рода систем является наличие противоречия между адаптивными формами активности, направленными на реализацию родовой программы, и проявлениями активности элементов, несущих индивидуальную изменчивость.

þ Примером может служить гармоническое противоречие между желаемым и достигнутым.

Или, побуждаемая значимыми ценностями индивидуальность борется за то, чтобы они не только признавались группой, но и реально побуждали совместную деятельность данной группы. Отстаивая эти ценности, индивидуальность как бы подталкивает группу к более быстрому продвижению по принимаемому пути эволюции, задает зону ближайшего развития культуры. Людям, проявляющим активность, выходящим за пределы утилитарной деятельности, говорят: «Ну что, вам больше всех надо?» Благодаря изменениям, вносимым вследствие творческой активности в родовую программу группы, новая программа эволюционирования претворяется в жизнь.

_______________________________________________________

! Задание 1.2. На основе информации библиографического источника

1) определите место человека в различных системах, перечислив их;

2) опишите человека как биоэнергетический элемент биосферы, опираясь на теории В.И.Вернадского, Н.И.Вавилова, А.Л.Чижевского;

3) объясните парадокс системности: «Личность в Мире» или «Мир в Личности».

& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 76 – 116.

Коссов, Б.Б. Личность: актуальные проблемы системного подхода / Б. Б. Коссов. // Вопросы психологии. - 1997. - № 6. - С. 58 - 68.

_____________________________________________________________

1.3. Человек как индивид в системе биогенеза

По мнению отечественного психолога Александра Григорьевича Асмолова (1949 г.р.) существует три подхода к описанию развития человека:

1. Биогенетический подход - программа развития человека, как индивида (свойства психики, задатки, темперамент);

2. Социогенетический подход - программа социализации (вхождение человека в общество), как осваивать социальные роли, нормы, установленные ценности определяющие личность;

3. Персоногенетический подход - программа активности самосознания личности, включая индивидуальный характер, способность к самореализации, поиск смысла жизни определяет индивидуальность.

Составные элементы личности были предложены еще американским философом и психологом Уильямом Джеймсом (1842 – 1910), который подразделил их на три класса:

1) физическая личность,

2) социальная личность,

3) духовная личность[4].

В феномене индивида чаще всего фиксируется физическая личность.

! Индивид (от лат. individuum – неделимое, особь) - отдельно взятый представитель человеческой общности и всего человеческого рода:

1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единство врожденного и приобретенного, носитель индивидуально своеобразных черт;

2) отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки своей природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами[5].

Общая схема индивидных свойств человека наиболее полно описана Б.Г.Ананьевым (рис. 1.1).

 
 


Рис. 1.1. Общая схема индивидных свойств человека[6]

Возрастные стадии онтогенетической эволюции индивида прежде всего представлялись в виде четырех основных периодов жизни, которые со времен Пифагора соотносили с временами года: период становления – до 20 лет (весна), молодость – 20-40 лет (лето), расцвет сил – 40-60 лет (осень), старость и угасание 60-80 лет (зима). Однако такая календарная периодизация состоит из объединения биологического, социального и психологического возрастов.

! Биологический возраст - возраст, характеризующийся определенной типичной степенью анатомического и физиологического развития индивида[7].

Существование индивидуальных колебаний процесса роста и развития послужило основанием для введения этого понятия. При описании основных морфологических особенностей человека в различные периоды используют, как правило, средние показатели. Индивидуальные различия в процессах роста и развития могут варьироваться в широких пределах. Особенно сильно эти различия проявляются в период полового созревания, когда за сравнительно короткий промежуток времени происходят весьма существенные морфологические и физиологические перестройки организма. Основными критериями биологического возраста считаются:

1) зрелость, оцениваемая по степени развития вторичных половых признаков;

2) скелетная зрелость (порядок и сроки окостенения скелета);

3) зубная зрелость (сроки прорезывания молочных и постоянных зубов)[8].

При оценке биологического возраста используют показатели зрелости отдельных физиологических систем организма.

Для психологии личности биологический возраст представляет интерес в связи со следующими проблемами:

1) возрастная периодизация жизненного пути личности,

2) сензитивные и критические периоды развития индивида,

3) неравномерность (или гетерохронность) развития индивида,

4) акселерация развития индивида,

5) оценка профессиональных возможностей личности с учетом особенностей ее биологического возраста.

_______________________________________________________

! Задание 1.3.1. Дайте возрастную периодизацию в таблице, опираясь на рекомендуемый источник:

Автор периодизации Критерий периодизации Стадии развития психики
Блонский П.П.    
Гизелл А.    
Холл С.    

& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 273 - 275.

_______________________________________________________

_______________________________________________________

! Задание 1.3.2. Дайте определения следующим понятиям и проведите их сравнительный анализ:

Понятия Определение Особенности
Хронологический возраст    
Биологический возраст    
Психологический возраст    

Онтогенез –

Сензитивные периоды -

Гетерохронность развития индивида –

Акселерация -

_______________________________________________________

Биологический возраст жизни человека выступает как предпосылка разработки возрастных периодизаций личности.

_______________________________________________________

! Задание 1.3.3. Заполните таблицу:

Возрастная периодизация жизни человека [9]

Возраст Мужской пол Женский пол
Новорожденный  
Грудной возраст  
Раннее детство  
Первое детство  
Второе детство    
Подростковый возраст    
Юношеский возраст    
Зрелый возраст (первый период)    
Зрелый возраст (второй период)    
Пожилой возраст    
Старческий возраст  
Долгожители  

_______________________________________________________

Возрастную периодизацию индивида в онтопсихологии нужно отличать от периодизаций развития личности в социальных условиях и жизненного пути развития личности.

! Половая дифференциация – совокупность генетических, морфологических и физиологических признаков, на основании которых различаются мужской и женский пол[10].

! Половой диморфизм (от лат. di — два, morphe — форма) — явление общебиологическое, широко распространенное среди раздельнополых форм животных и растений, анатомические различия между самцами и самками одного и того же биологического вида, не считая половых органов[11].

_______________________________________________________

þ Половой диморфизм может проявляться в различных физических признаках: размер, волосяной покров, окраска, кожа, зубы и др.

_______________________________________________________

Понятие половой диморфизм употребляют в психологии личности, когда исследуют психологию половых различий в поведении людей, темпераменте, выборе профессий, дифференциации социальных ролей, формировании самосознания личности и др.

Существует гипотеза об эволюционном смысле полового диморфизма в работе «Эволюционная теория пола» Вигена Артаваздовича Геодакяна в контексте синтетической теории И.И.Шмальгаузена.

_______________________________________________________

! Задание 1.3.4. Запишите суть гипотезы В. А. Геодакяна, используя следующие источники:

& Асмолов, А.Г. Психология личности: культур.-ист. понимание развития человека: учебник / А. Г. Асмолов. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия: Смысл, 2007. - С. 285 - 286.

& http://www.ethology.ru/library/?id=21

_____________________________________________________________

Индивидуально-типические свойства личности представлены конституциональными особенностями, нейродинамическими свойствами человека и функциональной геометрией больших полушарий.

В психологии личности выделены следующие общие особенности, характеризующие роль индивидных свойств человека в регуляции поведения личности:

1. Любые индивидные свойства характеризуют формально-динамические особенности поведения личности, энергетический аспект протекания психических процессов.

2. Индивидные свойства определяют диапазон возможностей выбора той или иной деятельности в границах, не имеющих социально существенного приспособительного значения.

3. В процессе коммуникации происходят проявление индивидных свойств человека, их значений, смыслов и символизация.

4. Использование индивидных свойств как средств, с помощью которых человек овладевает своими индивидными особенностями и корректирует их, лежит в основе происхождения индивидных стилей поведения личности и открывает больше возможности компенсации, коррекции природных форм реагирования индивида при обучении различным профессиям, в психотерапии и психокоррекции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: